Снимите ваши нарукавники

Рафаэль Узяков
15 августа 2005, 00:00

Несмотря на очень высокие темпы роста потребления домохозяйств, темп роста ВВП (см. график 1) в этом году будет вдвое меньше, чем в прошлом. Причины две, и обе серьезные - резкое падение темпов роста инвестиций и реального экспорта

Рост ВВП в 2005 году составит порядка 3,5% - к такому неутешительному выводу пришли мы, занявшись детальным прогнозированием российского валового внутреннего продукта.

Задача прогнозирования ВВП совсем не тривиальна. Достаточно вспомнить, что, например, в 2003 году, когда рост ВВП составил более 7%, никто из публичных аналитиков не прогнозировал роста выше 4%. Исключением оказался только "Эксперт", который "решительно" увеличил диапазон до 5-6%, и, хотя и это было очень немного, мы все-таки оказались ближе всех к реальности. Вот и сейчас, когда прогнозы ВВП, как правило, крутятся вокруг цифры 5%, наш оказывается существенно ниже.

Почему мы опять выбиваемся из общего строя? На наш взгляд, все дело в степени консервативности методов прогнозирования. Многие публичные эксперты, прежде всего МЭРТ, крайне неохотно учитывают те конъюнктурные изменения, которые происходят с экономикой внутри года, и поэтому позволяют себе лишь легкую коррекцию ранее достигнутых цифр. Однако в последние три года с этой "легкой коррекцией" они оказываются в "мертвой зоне", так как экономическая конъюнктура крайне нестабильна и именно сломы трендов оказываются доминирующими в определении общей динамики ВВП. Мы же предполагаем, что переломы среднесрочных трендов, которые можно заметить, наблюдая помесячную динамику отдельных параметров, особенно те, которые рождаются внутри анализируемого года, являются определяющими для итоговой динамики ВВП. И если, например, они возникли в первой половине года, то их не удастся сломать и во второй половине.

Впрочем, нам, безусловно, рано говорить, что наш подход вернее. Текущий прогноз пока не оправдался. Но нам уже сейчас захотелось разложить по полочкам способ прогнозирования ВВП, для того чтобы каждый выпускник средней школы, интересующийся экономикой, мог заняться этим увлекательным делом. Кстати, "выпускник средней школы" - не такое уж и большое преувеличение. В книге американского управляющего инвестфондами Питера Линча без всякой иронии приводится пример, когда группа школьников легко обошла по доходности своего инвестиционного портфеля большую часть крупных инвестфондов. Школьники делали свой выбор, опираясь на здравый смысл, и это оказалось самым нетривиальным подходом к делу, недоступным многим профессионалам.

Расчет через потребление

Как известно, ВВП можно оценивать, исходя из составляющих производства валового продукта или из составляющих его использования. Мы, руководствуясь перечнем доступных помесячных индикаторов, попытаемся оценить динамику ВВП, прогнозируя отдельные его элементы со стороны использования. Кроме того, нам потребуется учесть некоторые важнейшие пропорции, увязывающие производство и использование валового внутреннего продукта.

Величина использованного ВВП определяется как сумма следующих ингредиентов (первые три параметра дают наибольший вклад в ВВП):

  • потребление домашних хозяйств;
  • накопление основного капитала;
  • чистый экспорт;
  • государственное потребление;
  • прирост запасов.

Исходя из этого списка и нашей логики опоры на текущую конъюнктуру, нам надо было подобрать экономические индикаторы, которые, с одной стороны, фиксируются Росстатом в ежемесячном режиме, а с другой - в той или иной степени отражают динамику компонентов конечного спроса.

Текущее потребление на подъеме

Индикаторами динамики потребления домашних хозяйств естественно было бы считать либо динамику реальных денежных доходов населения, либо динамику розничного товарооборота в реальном выражении. Как мы видим на график 2 и график 3, оба эти показателя подвержены достаточно мощным, но при этом периодичным колебаниям и ни о каких принципиальных сломах тенденций - ни средне-, ни долгосрочных - говорить не приходится. Поэтому в прогнозе такой составляющей ВВП, как потребление домашних хозяйств, мы будем опираться на сложившийся за последние пять с половиной лет долгосрочный тренд. (Это вроде бы расходится с нашей общей идеей "неконсервативного прогнозирования", но еще важнее гибкость мышления.)

Согласно долгосрочному тренду, темпы роста реальных доходов в этом году должны составить 12,5% в годовом выражении, а среднегодовой темп роста реального оборота розничной торговли составит 13,5%. Впрочем, для розничной торговли мы, безусловно, должны учесть эффект загнутого вверх "хвоста" (см. внимательно график 2) и, опираясь на интуицию, можем уменьшить прогноз роста розницы на 1-1,5%. Таким образом, итог для годового темпа роста розничной торговли - 12-12,5%.

Теперь мы смотрим, какой из показателей больше коррелирует с показателем ПДХ (потребление домашних хозяйств). Для этого мы берем данные ПДХ, доходов и розницы за прошлые годы (с шагом в один год) и видим, что если соотношение индексов роста реальных доходов и ПДХ год от года меняется, то соотношение индексов розничной торговли и ПДХ остается практически неизменным - 0,985 - на протяжении последних пяти лет. Используя это соотношение и прогнозную оценку динамики розницы, получаем оценку динамики ПДХ на текущий год в размере 11%. Кстати сказать, 11% - это самая большая скорость роста потребления за последние пять лет. До сих пор она варьировалась в диапазоне от 7% в 2000 году до 10,4% в прекрасном 2004-м. То есть с потребительским рынком в стране все в порядке, не в нем таится угроза экономической стабильности.

Темп роста накопления основного капитала в 2005 году составит не более 7%. Нормой последних пяти лет был темп в 11-12%

Чтобы сразу же покончить с потреблением, сделаем оценки и по поводу госпотребления. На протяжении последних пяти лет эта величина была достаточно стабильна - около 2% роста в год. Однако, учитывая принимаемые в последнее время программы по повышению зарплаты бюджетникам, рост госпотребления в 2005 году мы оценим в 5-5,5%. Это отчасти подтверждается тем фактом, что в I квартале текущего года индекс роста госпотребления к соответствующему периоду прошлого года составил 104,5% (вдвое больше, чем в прежние годы). Однако, поскольку доля госпотребления в ВВП невелика, существенный рост этого показателя мало скажется на росте всего ВВП. В отличие от следующего ингредиента.

Капитал в пике

На наш взгляд, именно резкое изменение динамики накопления основного капитала (НОК) стало важнейшей причиной резкого замедления темпов роста экономики страны в целом.

Накопление основного капитала идеально коррелирует с таким ежемесячно фиксируемым показателем, как рост реальных инвестиций. Как мы видим на графике 4, и долгосрочный, и среднесрочный тренд инвестиций в 2005 году уходят вниз - один до уровня 7,5%, другой - до уровня 5,5%. Причем в данном случае среднесрочный тренд нельзя игнорировать. Более того, он является даже более показательным, поскольку устойчиво идет вниз уже полтора года.

Исходя из этих наблюдений, мы делаем следующий вывод. Несмотря на то что по итогам I квартала 2005 года рост накопления основного капитала к соответствующему периоду предыдущего года составил 8,9%, очевидный понижательный среднесрочный тренд инвестиций, который в этом году привел к резкому замедлению динамики инвестиций в апреле-мае (до 3% годовых), делает невозможной годовую оценку роста НОК выше 7%. (На самом деле это очень маленькая величина. Нормой для последнего пятилетия был темп роста НОК 11-12%, и только в конъюнктурном провале 2002 года НОК вырос на два с небольшим процента.)

Такая составляющая ВВП, как запасы, обычно идет в паре с приростом основного капитала. Ее вклад в ВВП очень незначителен. Исходя из того что по итогам I квартала 2005 года НОК вырос на 8,9%, а, по официальным оценкам, темп валового накопления составил 8,6%, можно говорить, что наблюдается процесс абсолютного сокращения запасов. Его мы и заложили в прогноз.

Экспорт прекратил рост

А как же главный источник нашего экономического процветания - экспорт? Разве прекрасные цены на нефть не способны компенсировать все потери от инвестиций? Оказывается, не способны. С содержательной точки зрения - потому, что эти высокие цены уходят в избыточное потребление, инфляцию и импорт. А с чисто статистической - потому, что, как и следовало ожидать еще два годы назад, в этом году мы наблюдаем резкое замедление темпов роста реального (дефлированного) экспорта при продолжающемся росте реального импорта.

При расчете реального экспорта мы опирались на два подхода. Первый состоит в следующем. Экспорт нефти в 2004 году составлял около 40% всего экспорта. Рост экспорта нефти в натуральном измерении за четыре месяца 2005 года по отношению к первым четырем месяцам 2004 года составил 99,1%. То есть даже немного сократился.

Исходя из этого мы вполне можем предположить, что объем экспорта нефти по сравнению с прошлым годом не изменится. Остальной же экспорт пусть растет с максимально возможным темпом роста ВВП - процентов пять. В результате за год экспорт увеличится на 3%, что в четыре (!) раза меньше, чем в предыдущем году.

Второй подход опирается на следующие расчеты. Как мы видим на графике 5, среднесрочный тренд темпов роста номинального экспорта "загнулся" вниз, и если следовать ему, то среднегодовой темп роста экспорта в долларах США должен составить около 36%. Однако это только номинальный рост экспорта, рост, где не учтен рост долларовых (или "евровых") цен на экспортные товары. Самостоятельное определение этого дефлятора для нас оказалось пока сложноватым, поэтому мы позволили себе воспользоваться официальным дефлятором. Соотношение индексов роста номинального экспорта (в долларах США) и реального экспорта (в сопоставимых ценах) за I квартал 2005 года составило 0,7574 (в предыдущие годы оно было несколько меньше, тем не менее рост цены экспортной корзины наблюдается уже давно, что мы и видим, например, по ценам на нефть). Используя эту оценку и наш прогнозный тренд номинального экспорта, мы получаем, что рост реального экспорта в 2005 году составит, как и в предыдущем расчете, 3%. Можно, конечно, учесть и обещанную МЭРТ активизацию экспорта энергоресурсов во втором полугодии и принять оценку роста экспорта в 2005 году в 4%, но это, как говорится, только из "милости к падшим". Так что ситуация с экспортом выглядит крайне неутешительной.

Столь же плачевна и ситуация с импортом. Как видно из графика 6, темп роста номинального импорта уже давно вышел на уровень 25% годовых и держится там уже три года. Сегодня мы наблюдаем совсем уж отвратительный слом краткосрочной тенденции вверх и, строго следуя за трендом, получаем, что в 2005 году номинальный импорт вырастет на 27%. Далее мы применяем ту же схему расчета, что и в случае с экспортом. Берем официальные данные за I квартал - импорт в текущих долларах и импорт в сопоставимых ценах. Определяем дефлятор. Он составил 0,9239 (кстати, дефлятор импорта более стабилен, чем дефлятор экспорта). И далее при помощи простых арифметических действий получаем, что реальный импорт в этом году вырастет на 17%.

Итак, мы имеем прогнозные значения годовых темпов роста всех элементов использованного ВВП - ПДХ, НОК, экспорта, импорта, запасов и госпотребления. Наложив эти темпы на фактические значения этих же элементов в 2004 году, мы легко рассчитаем значение ВВП для 2005 года, которое составит 17,5 трлн рублей в ценах 2004 года. В 2004 году ВВП был равен 16,8 трлн рублей. Таким образом, годовой темп роста ВВП по этой схеме оценивается в 4,1%. Однако это только верхняя граница.

Поправка сверху

Очевидно, что приведенный выше расчет имеет ряд недостатков. Во-первых, он основан на чистой экстраполяции и не учитывает, по крайней мере явным образом, взаимовлияние важнейших переменных в экономике. Во-вторых, этот расчет использует прогнозные оценки по направлениям использования ВВП и никак не учитывает наблюдаемую динамику производства. Поэтому мы будем считать полученную оценку роста ВВП в 4,1% оценкой первой итерации расчетов. А на следующем шаге потребуется привлечь дополнительные соображения, чтобы избавиться от отмеченных недостатков.

Не может не вызывать удивления тот факт, что реальные доходы населения и товарооборот сохраняют высокую динамику при резком замедлении темпов роста производства. Очевидно, что это положение не может сохраняться долго, поскольку доходы в конечном итоге все-таки должны определяться производством. В связи с этим для прогноза ВВП полезно рассмотреть и учесть взаимосвязь производства и потребления.

В полной мере это сделать очень сложно. Однако очевидно, что потребление домашних хозяйств не может не зависеть по крайней мере от двух переменных - промышленного производства и импорта. И действительно, прямая оценка связи этих трех параметров по данным последних лет позволяет увидеть, что связь эта существует, и она устойчива. Таким образом, у нас появляется возможность учесть и скорректировать наши оценки потребления домашних хозяйств и/или импорта в зависимости от прогноза динамики промышленного производства.

Прогноз этот (см. график 7) свидетельствует о возможности замедления темпов роста промышленного производства в России в 2005 году до 2% и ниже. Экстраполяционная оценка Центра экономической конъюнктуры более лояльна действующему правительству, но и она ниже 4%. Исходя из этого и тоже не проявляя излишнего пессимизма, мы предположим, что рост промышленного производства в этом году не превысит 4%. Использование этой оценки в уравнении связи доходов, промпроизводства и импорта приводит к выводу, что при росте импорта на 17% (оценка, полученная на первой итерации), роста потребления домашних хозяйств не может превысить 8%. Либо, если мы сохраняем полученную ранее оценку динамики потребления домашних хозяйств, необходимо повысить прогноз роста импорта до 25%. И в том и в другом случае итоговая оценка роста ВВП в 2005 году существенно снижается - примерно до 2,5%.

Очевидно, что данный расчет тоже несовершенен, поскольку не учитывает динамики других (кроме промышленности) отраслей. Но этот результат можно использовать в качестве нижней границы прогноза. В целом же приведенные расчеты позволяют утверждать, что рост ВВП в 2005 году будет близок к 3,5%, что вдвое меньше итога прошлого года.