Горячую осень заказывали?

5 сентября 2005, 00:00

Редакционная статья

Жестокое и откровенно провокационное избиение нацболов у горкома КПРФ на Автозаводской прозвучало на диво громко. А почему, собственно? Нацболов какие-то неопознанные люди громят невесть в который раз, и прежде это не становилось событием национального масштаба. Теперь же стало - по двум причинам.

С одной стороны, эта - или какая-то подобная - история была позарез нужна оппозиции: ей, готовой уже к объединению, недоставало повода. Драка - подошла. Она тут же, в тот же самый вечер, сплотила все оппозиционные партии, одним махом убрав из их речей ритуальные оговорки об условности партнерства, - и была идеально точно подкреплена тут же случившимся согласием Ходорковского избираться в Думу. Широкая лево-правая коалиция, о необходимости которой так долго говорил Березовский; коалиция, не объединяемая ничем, кроме стремления любой ценой свергнуть нынешний режим; коалиция коммунистов с олигархами и либералов со взяточниками, которой, по здравому смыслу, просто не могло быть, стала реальностью - сразу после драки у горкома. Жестокость избиения стала как бы патентом на использование в борьбе с властью сколь угодно жестокой риторики.

С другой же стороны, на этот раз налетчиков милиция взяла - и сразу выпустила. Если раньше разговоры о том, что избиения организует или "крышует" кто-то из власть имущих, можно было принимать не слишком всерьез, то теперь они выглядят уже почти констатацией факта: поймать "на горячем" и выпустить - это же и есть простейшая форма крышевания.

Обе названные причины весьма неприятны; обе требуют немедленной и точной реакции. Со второй из них все совсем просто. Если к этой истории был причастен кто-то из людей во власти, то они должны быть названы - и, по меньшей мере, изгнаны. Незачем плодить конспирологию, которой и так уже через край. Одним "озарение" высвечивает за кулисами "Наших" и Суркова, другим - "силовиков", третьи напоминают, что двумя неделями раньше правительство Москвы создало МОБ (Московскую организацию болельщиков - фанаты свои боевые группы называют мобами), с прямо заявленной целью "борьбы с экстремизмом". Но в гаданиях нет ни малейшей нужды, поскольку есть люди, заведомо знающие правильный ответ. Например, его знает начальник московской милиции генерал Пронин, которому доложил же начальник ОВД "Даниловский", как и почему он отпустил задержанных погромщиков. Если он сам растерялся или продался - пусть накажут его. Если "ему был звонок", как пишут газеты, то он-то ведь знает, чей это был звонок, и Пронину рассказал - пусть накажут звонившего. Расследование этого дела не может быть сложным, оно должно быть проведено быстро, и результаты его должны быть видны.

В Беслане, к годовщине которого приспел этот скандал, тоже были конкретные люди, действия или бездействие которых принесли стране существенный вред. Почти никто из них, кроме нескольких стрелочников, не был наказан. Но там можно было если не разделить, то хоть понять причины такого поведения президента: речь могла зайти о слишком широкой кадровой перетряске, на которую попросту нет ресурса. Но в данном случае власть не должна проглотить плюху, отвешенную ей кем-то из ее же рядов. Этого и понять будет нельзя.

Что же до первой причины, широкой оппозиционной коалиции, то с ее существованием отныне приходится считаться. Судя по сегодняшним настроениям электората, у нее нет шанса победить, но положение может измениться: года полтора или два назад у нее не было шансов и возникнуть, а вот возникла же. Что ж, теперь власти предстоит с ней бороться - по-настоящему. Пока, повторим, в предстоящей борьбе у власти полные руки козырей, начиная с самого большого: она будет отстаивать стабильность, действительно жизненно необходимую гражданам России, особенно тем, кто пытается делать что-то полезное, тогда как оппозиция будет призывать в очередной раз перестроить все сверху донизу. Чтобы свои козыри не разронять попусту, власть должна будет всерьез заниматься социальными и экономическими проблемами. Но для этого ей придется наконец разглядеть и найти свою опору в самостоятельном классе, которому стабильность нужна не для разворовывания страны, а для обустройства своей достойной жизни.