Юрий Горбатов, генеральный директор Московской страховой компании:
- Наиболее либеральной является англосаксонская система права, к примеру, в США, Великобритании, с уведомительной технологией взаимоотношений надзорных органов со страховщиками и частичным саморегулированием через СРО.
Но последние скандалы с AIG и Marsh показали уязвимость широкой либерализации.
Для России, где финансовый, в том числе страховой, рынок еще в "детском" возрасте, более подходящей представляется жесткая система норм континентальной Европы, тем более что в рамках соглашения России и Евросоюза - в "дорожной карте" по четырем пространствам - особое внимание уделяется адаптации законодательства РФ к нормам европейского права. Еврокомиссия координирует единые нормы для страховщиков на экономическом пространстве ЕС, а текущий надзор осуществляют национальные органы на базе стандартов, разработанных Международной ассоциацией страховых надзоров (IAIS).
У нас с 2004 года складывается похожая в чем-то картина: правоустанавливающие функции остались за Минфином, а правоприменительные - за ФССН. На нынешнем этапе развития финансовых рынков не обязательно создавать мегарегулятор - проще обеспечить координацию надзорных функций между соответствующими ведомствами, а регулирование через СРО государство вряд ли допустит, поскольку опасается развития "серых" схем при отсутствии централизованного государственного контроля.
Дмитрий Маркаров, первый заместитель генерального директора ОАО "Росгосстрах":
- Закон, определяющий деятельность саморегулируемых организаций, пока только разрабатывается, и еще рано его комментировать. Однако на страховом рынке уже есть позитивный опыт саморегулируемого объединения. Хотя Российский союз автостраховщиков был создан во исполнение закона об ОСАГО, сегодня вместе с ФССН он выполняет функции саморегулятора рынка автогражданки.
Такого рода СРО на страховом рынке возможны. И их создание в этом сегменте рынка, по крайней мере в ближайшей перспективе, гораздо вероятнее, чем появление мегарегулятора. Появление СРО может быть продиктовано только интересами рынка, а в конечном счете - и потребителей. И когда будет создан мегарегулятор, тогда он сможет делегировать СРО часть функций. Думаю, это был бы оптимальный путь.
Дмитрий Раковщик, генеральный директор страхового общества "РЕСО-Гарантия":
- На российском страховом рынке уже есть полноценная саморегулируемая организация страховщиков. Это Российский союз автостраховщиков (РСА). Я предполагаю, что образуются и другие подобные объединения в связи с появлением массовых видов обязательного страхования, например, опасных промышленных объектов. Вообще путь создания саморегулируемых организаций - самый очевидный и понятный путь развития рынка обязательного страхования.
Вполне вероятно, что через какое-то время эти организации начнут объединяться и сливаться, поскольку в них будут представлены практически одни и те же компании-лидеры, которые задают тон на российском страховом рынке.
Что касается госрегуляторов, которые выполняют в отличие от СРО совсем иные функции, то на рынке они были, есть и обязательно будут. К примеру, в банковском секторе есть и свое объединение банков, и свой мегарегулятор - Центробанк.
Виктор Юн, генеральный директор страхового ЗАО "Стандарт-Резерв":
- По моему мнению, саморегулируемая организация страховщиков могла быть создана еще два года назад, если бы этому процессу не оказывал противодействие ряд страховых компаний. Мотивы их противодействия различались, но их векторы совпали.
Я считаю, что создание саморегулируемых организаций - гораздо более перспективный и прогрессивный путь регулирования рынка, чем создание мегарегулятора. Страховщики лучше знают свои проблемы и возможные пути их решения. Мы не менее чем правительство заинтересованы в цивилизованном развитии рынка, в игре по единым правилам.