Главком военно-морского флота России Владимир Куроедов наконец покинул свой пост. Отставку одному из самых одиозных военачальников прочили уже несколько лет, но президент подписал соответствующий указ лишь на прошлой неделе. Официальной причиной было названо достижение главкомом пенсионного возраста. На место Куроедова назначен начальник Главного штаба ВМФ 58-летний Владимир Масорин, а на место Масорина - молодой, 48-летний, командующий Северным флотом Михаил Абрамов. Последнего уже сейчас прочат на пост главкома в 2007 году - к тому времени Масорин тоже вынужден будет уйти на пенсию.
Впервые об отставке Куроедова заговорили после трагической гибели в 2000 году подлодки "Курск" в Баренцевом море. Тогда главком сам подал рапорт об отставке, но президент отказался его подписать. Позиции Куроедова резко упрочились: когда через три года после "Курска" ко дну пошла подлодка К-159 и погибли девять человек, об отставке главкома говорили уже куда осторожнее. Даже когда Куроедов, вопреки военной доктрине России, здравому смыслу и прямым указаниям президента, решил, что российскому флоту вовсе не нужны ни авианосцы, ни вообще океанские корабли, и разместил заказ на строительство кораблей морской зоны - никакой официальной реакции не последовало. На карьере Куроедова не сказались ни серии провальных учений Северного флота (в том числе и позорный прошлогодний срыв запуска баллистических ракет "Синева" прямо на глазах у Верховного главнокомандующего), ни история с флагманом Северного флота атомным крейсером "Петр Великий". Напомним что в апреле прошлого года Куроедов отстранил от учений "лучший корабль флота 2003 года" и объявил, что из-за безобразий, творящихся на атомном крейсере, он может в любой момент взлететь на воздух. История эта тут же облетела мировые СМИ, которые откликнулись лавиной публикаций с общим рефреном "русская армия - угроза человечеству". Причиной же громкого скандала оказались вовсе не действительные безобразия на "Петре Великом", а тот факт, что крейсером командовал племянник адмирала Владимира Касатонова, который незадолго до этого на судебном разбирательстве, посвященном гибели лодки К-159, дал показания против адмирала Куроедова.
Следующий конфуз случился нынешним летом - когда на репетиции парада в честь Дня ВМФ в Санкт-Петербурге военные моряки учебной миной чуть не утопили флагманский корабль. Наконец, недавняя августовская история с батискафом А-28. Впрочем, к этому моменту все окончательно уверовали в неприкосновенность Куроедова и тему его отставки больше не обсуждали. Теперь непотопляемого главкома все-таки отправляют в отставку.
И это уже становится фирменным стилем президента, который почти никогда не принимает кадровых решений по "горячим следам" и под давлением: будь то давление определенных групп российской элиты или общественного мнения. Однако почти все те, чьей отставки требовало это самое общественное мнение, через определенное время лишались своих постов. Так было и с главой Генштаба Анатолием Квашниным, и с губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым, и с президентом Северной Осетии Александром Дзасоховым. Но происходили эти отставки по возможности тихо.