Дядюшка Римус с топором

Галина Юзефович
26 сентября 2005, 00:00

На родине этот роман американского классика, создателя знаменитого "Выбора Софи", считается спорным и неполиткорректным. В самом деле, изложенная история заставляет читателя усомниться в истинности нынешнего суждения о том, что "белый и черный братья навек": в "Признаниях" рассказывается о восстании, поднятом неграми-рабами в Юго-Восточной Виргинии в 1831 году и не имевшем никакой иной цели, кроме тотального уничтожения в округе всех белых - до грудных младенцев включительно.

Виргиния - не Алабама и не Миссисиппи, там никогда не было плантаций, да и само рабство имело сравнительно мирный, патриархальный характер. Более того - никто из чернокожих героев романа не подвергался каким-то притеснениям. Хозяева были к ним более или менее добры, а рассказчику - собственно Нату Тернеру, негритянскому проповеднику и зачинщику восстания - его первый владелец даже дал приличное образование. Однако это не сдержало гнева восставших рабов.

Почему? Именно этот вопрос становится ключевым и для автора, и для всех его белых героев. Ответа на него они доискиваются в обстоятельных предсмертных признаниях виновника всей этой кровавой вакханалии. Однако сухой остаток, который можно выпарить из пятисотстраничного негритянского эпоса, поражает своим лаконизмом: белые и негры - существа различной природы, и хотя различие это не описывается категориями "лучше-хуже", оно тем не менее непреодолимо. А мирное сосуществование представителей разных биологических видов на общей территории возможно лишь до поры, как бы обе стороны ни стремились его сохранить.

Мнение Стайрона, озвученное устами Ната Тернера, можно оспаривать, однако изложено оно настолько убедительно, что полностью игнорировать его едва ли возможно - особенно учитывая то, что в основе романа лежат подлинные факты американской истории.