Игорь Яцко - актер театра "Школа драматического искусства" - впервые отметился в режиссерском цехе, когда в прошлом году устроил круглосуточное чтение-марафон романа Джойса "Улисс". Яцко с актерами театра разыграл всю книгу за каких-то 24 часа. Это была единичная акция, сразу попавшая в Книгу рекордов Гиннесса, пусть даже и российскую. "Мера за меру" - тоже скорее акция, а не спектакль. Черная шекспировская комедия предстала перед нами в совершенно неузнаваемом виде в поразительном переводе Осии Сороки, мускулистом, страстном, полном жизни. Адепт театра, в котором не человеческие отношения и психология, но парадоксы языка, мифа и драматических структур занимают воображение актеров, Игорь Яцко весьма оригинальным способом принялся исследовать шекспировскую пьесу. Загадочная история о метаморфозах либерализма, о границах индивидуальной и общественной свободы обросла у Яцко огромным культурным скарбом. Смысл из-под него едва различим. Но все же он там есть.
Легкомысленный танцзал Венского бала (художник Владимир Ковальчук), с которого начинается спектакль, незаметно превращается в тюремный застенок, а лощеные кавалеры начинают смахивать на испанских инквизиторов. Экраны над сценой транслируют лица сурбарановских монахов или грозных ангелов Страшного суда. А все потому, что Герцог (Сергей Ганин) решил закрутить гайки и на время сдал свое место молодому моралисту и гордецу Анджело (Владимир Петров), в котором власть распаляет самые низменные инстинкты. Яцко аранжирует историю о либеральном Герцоге и его тиране-наместнике кадрами из старых фильмов, куртуазными фотоколлажами, фрагментами готических витражей и фресок. Спектакль разрастается, пухнет и плутает в расходящихся тропках ассоциаций. Актерские импровизации далеко уводят от сюжета шекспировской пьесы. Но, может быть, благодаря им в спектакле угадывается что-то родное: стоит смениться правителю, как вкус, цвет, запах времени меняется неузнаваемо. Еще вчера - веселье, сегодня - ханжеская, торжественная церемониальность. Вчера - Лоренцо Медичи, сегодня - Савонарола. То и дело возвращаются на экраны фрагменты фрески Перуджино "Передача ключей Святому Петру". И вот уже в Герцоге мы узнаем самого главного Судью, Христа, который в финале, разыгранном как средневековая мистерия, взывает к человечеству: "Исправься!".
Привычка читать текст как сложную амальгаму, соединяя множество культурных мифов, полученная Яцко за восемнадцать лет работы в театре Анатолия Васильева, перегрузила "Мера за меру" невнятными ребусами. Зато наполнила жизнью и неожиданными открытиями. Оказывается, что талант, если он есть, дышит особенно вольно в строгих правилах риторики.