Сошлись на пяти процентах

Анастасия Матвеева
3 октября 2005, 00:00

Розничные сети "Седьмой континент" и "Виктория" договорились согласовывать закупочную политику и ожидают снижения цен поставок

Когда летом московская розничная сеть "Седьмой континент" купила в Калининградской области сеть "Алтын", по местному рынку поползли нехорошие слухи. Одни предсказывали, что московские будут жестко и агрессивно выдавливать местных игроков с поля. Другие, наоборот, подумали, что крупнейший калининградский оператор ГК "Виктория" начнет собирать локальные силы для противостояния пришельцам. Ситуация потребовала встречи владельцев двух компаний. Она состоялась и развеяла взаимную подозрительность. Более того, компании договорились консолидировать закупочную деятельность.

Уже тенденция

Союз "Виктории" и "Седьмого континента" - не первый альянс отечественных ритейлеров, созданный "против" поставщиков. Начало в 2001 году положил Российский розничный альянс (РРА), объединивший четыре сети из Москвы и Петербурга. Торговцы требовали от контрагентов единых условий предоставления скидок. Их величина должна была определяться объемом закупок, а не господствовавшим в то время "индивидуальным подходом", когда сетям, готовым следовать всем требованиям поставщиков (от места на полке до выбираемого ассортимента), предоставлялись наибольшие скидки. Добившись своего, РРА распался.

Второй союз возник в прошлом году. В него вошли питерская "Лента" и московские "Копейка" и "Перекресток". Цель объединения - добиться от всех производителей перехода на прямые поставки, без участия оптового звена. Выигрыш составил от 5 до 15% от розничной цены. Надо сказать, что к поставщикам применялись жесткие меры: если компромисс не находился, то либо закупки прекращались вовсе, либо сокращался их объем и ассортимент, уменьшалась торговая площадь, отведенная под выкладку товаров упрямцев, убирались рекламные материалы. "Возможностей для увеличения давления на поставщиков много, - говорит Андрей Николаевский, директор департамента маркетинга сети 'Копейка'. - Используется все, чтобы продажи этого поставщика снижались, а конкурирующих марок - росли". Сейчас это партнерство продолжает действовать, хотя и не так активно, как в момент создания, поскольку, по словам Андрея Николаевского, большинство задач оно уже выполнило. Впрочем, в "Перекрестке" полагают, что само наличие этой силы служит серьезным аргументом в подготовке переговоров с крупными поставщиками и производителями.

Теперь вот новый союз. Производители напряглись, ожидая ужесточения условий вплоть до убыточности. Впрочем, по оценкам "Копейки", "запас у поставщиков еще большой". А вице-президент ГК "Виктория" Георгий Ананчик заверяет, что давить на поставщиков без разбора не будут, поскольку существуют такие товарные категории, по которым достигнута нижняя граница рентабельности.

Шаги консолидации

По словам Георгия Ананчика, союз с "Седьмым континентом" скажется на ценах поставок двояким образом: калининградцы откроют москвичам доступ к своим местным связям, а москвичи отплатят тем же калининградцам, у которых объемы присутствия на столичном рынке пока меньше, чем у "Седьмого континента". Кроме того, дополнительный выигрыш получится от объединения закупок компаниями, чей розничный товарооборот в совокупности составит в 2005 году около 1,5 млрд долларов. В общем снижение цен поставщиков, по прикидкам, составит 5%.

По своей конфигурации новый союз несколько отличается от предыдущих. Прежние формировались так, чтобы исключить возможность прямой конкуренции: форматы сетей-участников были различны. Здесь же в обеих сетях базовым форматом является супермаркет. Правда, они нацелены на разные сегменты рынка - по признаку доходов целевой аудитории. В ГК "Виктория" уверены: поскольку ассортимент сетей пересекается не более чем на 60%, каждый из союзников сможет обеспечить уникальное предложение.

Впрочем, если альянс окажется неэффективным, ничто не помешает партнерам разойтись. Но какая бы судьба его ни ожидала, очевидно, что рынок будет искать все новые формы некоммерческих партнерств. Это следствие его консолидации. В сегменте продовольственной розницы появились очень крупные игроки: отечественная "Пятерочка" с оборотом, приближающимся к 2 млрд долларов, транснациональные "Ашан" и "Метро". Естественно, что сети с меньшей выручкой ищут конкурентных преимуществ, в том числе и в объединениях разного рода. Правда, в той же "Пятерочке" скептически относятся к усилиям конкурентов. "Появление подобных альянсов - попытка реализовать мечту о появлении дополнительной прибыли из факта существования договора, то есть ниоткуда. Они распадаются из-за того, что поставщики видят несерьезность намерений участников. Ведь отсутствует важное звено: единый закупочный центр", - уверен Олег Высоцкий, управляющий сетью.

Однако Андрей Николаевский считает, что российские ритейлеры пойдут по пути своих иностранных коллег: "На Западе много примеров существования неких закупочных кооперативов. Создание закупочных центров - следующий этап развития подобных партнерств. Кто в них будет входить, на каких условиях? Пока не исчерпан экстенсивный путь развития сетей, ответить сложно. Но тенденция прослеживается".