Телекоммуникации

Елена Рыцарева
10 октября 2005, 00:00

Формальная демонополизация рынка дальней связи, продажа "Связьинвеста", пpекpащение роста числа мобильных абонентов - эти три важные вехи в развитии отечественного телекома ожидались в текущем году. Но все они переносятся на следующий

Сколько в России на самом деле абонентов мобильной связи? Когда же наконец продадут "Связьинвест"? Эти два вопроса больше всего будоражили телекоммуникационное сообщество с начала 2005 года.

Мобильные абоненты

Первая тема обострилась, когда в январе этого года, по расчетам аналитиков, уровень проникновения сотовой связи в Московском регионе (Москва и область) превысил 100%. То есть количество пользователей - 17 млн 617 тыс. - превысило официальное число зарегистрированных жителей региона - около 17 млн. В мае стопpоцентная отметка проникновения была преодолена в Санкт-Петербурге. Между тем в обоих регионах операторы продолжали подключать все новых абонентов - по 400-500 тыс. в Москве и по 100-150 тыс. в Питере. Откуда же берутся эти сумасшедшие цифры?

Причин тому несколько. Во-первых, операторы связи и аналитики считают не число реально говорящих абонентов, а число проданных SIM-карт, а это не одно и то же. Например, многие жители регионов и других стран, которые часто ездят в командировку в столицу, для экономии расходов на роуминг заводят себе SIM-карты московских операторов. Во-вторых, реальное число жителей Московского региона составляет около 25 млн человек. Ну и в-третьих, операторы, конечно, немного хитрят, называя число абонентов. Они считают количество SIM-карт, причем если по какому-то номеру остается положительный баланс, хотя бы один рубль на счету, то по многим тарифным планам полгода эта SIM-карта все равно идет в зачет абонентской базы.

И все же, несмотря на не совсем прозрачные подсчеты, феномен развития мобильной связи в России пpодолжает удивлять. Число вновь подключающихся абонентов растет почти теми же темпами, что и год, и два, и три назад. На конец августа 2005 года число подписчиков на услуги сотовой связи (действующих SIM-карт) достигло 107 млн, что на 55,5 млн больше, чем год назад. Как отмечают многие аналитики, реально мобильной связью пользуются как минимум 75 млн жителей России.

И все-таки бурный рост числа новых абонентов в России скоро закончится. "В начале 2006 года формальное проникновение мобильной связи в России превысит сто пpоцентов, и за этим последует насыщение рынка, - отмечает аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина. - Основные усилия компаний в следующем году будут направлены на удержание абонентов". Об этом свидетельствуют и планы операторов на будущий год: лидеры - "Мобильные телесистемы" и "Вымпелком" - собираются уменьшить инвестиции в России. Сети фактически уже построены, остается только делать их более мощными и развивать новые услуги. Другая ситуация у идущего третьим "Мегафона". У него нет сетей в 13 регионах, где компания имеет лицензии. Развитие "Мегафона" уже третий год тормозит конфликт акционеров. С августа 2003 года права на пакет в 25,1% акций оспаривают "Альфа-груп" и зарегистрированный на Бермудах фонд IPOC, конечным бенефициаром которого называет себя датский юрист Джеффа Гальмонд. (Сейчас "Альфа-груп" пытается доказать в международных судах связь IPOC и его дочерних предприятий с министром информационных технологий и связи Леонидом Рейманом.)

Этот год не только не уладил конфликт, но и породил новый, в центре которого снова "Альфа-груп". На этот раз она борется с норвежским оператором связи Telenor. Обе компании являются владельцами блокирующих пакетов акций "Вымпелкома" и не могут выбрать приемлемый для российского оператора путь выхода на Украину, где у спорящих сторон тоже есть активы.

Непокорная Азия

Вообще конфликты часто сопровождают выход наших компаний в страны СНГ. Но возникают они не только и не столько из-за недопонимания акционеров, сколько из-за специфики бизнеса в соседних странах, в основном в азиатских.

Самый вопиющий инцидент произошел в июне этого года в Туркмении. МТС приобрела контрольный пакет акций местного оператора, а на следующий день российская компания получила официальное сообщение министерства связи Туркмении об отзыве лицензии на оказание услуг сотовой связи. После визита в Туркмению президента МТС Василия Сидорова и обещания делать "некоторые регулярные отчисления в пользу республиканского бюджета, привязанные к объему прибыли", сеть снова заработала, но полноценный договор с туркменскими чиновниками не подписан до сих пор.

"Вымпелком" вышел на рынок Казахстана - страны бурно развивающейся, с вполне светским режимом, купил 100% акций местного оператора связи "Кар-тел". Но в какой-то момент оказалось, что развивать даже в Казахстане компанию без местного партнера почти невозможно. В апреле у "Кар-тел" образовался новый казахстанский акционер - ATF Bank, которому были проданы 50% минус одна акция компании. Нетpудно догадаться, что банк имеет непосредственное отношение к местной власти.

Между тем выход в СНГ, другие азиатские страны - это фактически единственный путь увеличения доходов наших сотовых компаний в ближайшей перспективе. Темпы роста в России уменьшатся, а заставить существующих абонентов тратить больше не так-то легко. Много надежд возлагалось на неголосовые услуги, продажу контента для мобильных телефонов (пока они в основном развиваются за счет продажи мелодий звонков и картинок), но мировой опыт показывает, что даже у самых продвинутых операторов неголосовые услуги приносят не больше 20% выручки. У российских компаний их доля составляет около 10-14% (и не менее половины приносят элементарные SMS), да и сам рынок контента, в 2004 году выросший более чем на 200% и достигший, по оценкам iKS-Consulting, 300 млн долларов, летом этого года перестал расти. Абоненты закачали мелодию, купили пару картинок, и на этом игры с мобильником прекратились.

И все же сотовые компании продолжают оставаться локомотивом российского телекоммуникационного рынка. Объем услуг сотовой связи в 2004 году составил 7,6 млрд долларов, в 2005-м он, по оценке ACM-Consulting, достигнет 10,1 млрд. Доля услуги мобильной связи в общем объеме рынка дойдет до 50%.

Предпродажная подготовка

Продажа "Связьинвеста" - холдинга, объединяющего пакеты акций семи межрегиональных операторов проводной связи и оператора дальней связи "Ростелеком", - тоже была на повестке дня весь год. Сейчас государство владеет 75% минус одна акция холдинга, остальная часть находится у компании Леонарда Блаватника. Продажа госпакета планируется уже не первый год, но именно в 2005-м казалось, что она точно состоится. Фаворитами предстоящего аукциона считался и считается союз АФК "Система" и питерского холдинга "Телекоминвест", имеющего неформальные связи с питерским руководством отрасли. Поведение обеих компаний свидетельствовало о скорой продаже. АФК "Система" в феврале провела успешное IPO на Лондонской фондовой бирже, получив 1,3 млрд долларов. Питерская команда между тем уже второй год вела целенаправленную политику снижения рыночной капитализации "Связьинвеста". Немотивированно увеличивались расходы холдинга - в 2003 году "Связьинвест" купил программный комплекс по управлению предприятием Oracle E-Business Suite за 153 млн долларов, а потом биллинговую систему Amdocs, общие расходы компаний "Связьинвеста" по ее установке оцениваются в 480 млн долларов. Вместе с тем развитие высокодоходных нерегулируемых услуг связи в компаниях всячески сдерживалось. Затем в региональных компаниях были уволены адекватные руководители (сделать это просто - чиновники имеют большинство в их советах директоров). Международное агентство Standard & Poor's в конце декабря 2004 года понизило рейтинги корпоративного управления всем межрегиональным операторам "Связьинвеста". Миноритарии время от времени возмущались, но кто их услышит? Между тем конкурс так и не объявили - сначала были проблемы с военными, которым компании "Связьинвеста" оказывают таинственные спецуслуги, потом документ об объявлении аукциона где-то загулял в правительстве, начал отправляться на всяческие пересогласования. Зато на слухах о скорой продаже, а также на фоне общего подъема РТС акции региональных компаний поползли вверх. Сейчас рыночная капитализация "Связьинвеста" составляет 3,67 млрд долларов. Значит, 75% минус одна акция буду стоить как минимум 2,75 млрд. Вопрос, найдутся ли охотники покупать такой актив. Ведь технически он находится не в лучшем состоянии (цифровизация сети составляет всего 51%), тарифы на местную связь, которые едва достигли уровня себестоимости, регулируются государством. А главное, доля компаний "Связьинвеста" на рынке услуг постоянно сокращается: если в 1999 году, после продажи первого пакета, она достигала 60-70%, то в 2005 году, по оценкам "УралСиб капитал", она снизится до 32%. В России компании сотовой связи вовсю отъедают трафик и доходы у фиксированной. Тем не менее смысл в покупке все же есть. Как отмечает старший аналитик сектора связи Brunswick UBS Владимир Постоловский, "сейчас уже во всем мире пришли к выводу, что последняя миля (провод или радиоканал, который идет непосредственно к абоненту. - 'Эксперт') - это самый большой актив, который может быть в телекоммуникационной индустрии". А на конец 2004 года у компаний "Связьинвеста" было 31 млн 798 тыс. линий (читай: последних миль). Только сейчас по ним передается в основном голос, между тем вполне реально запустить по этим же проводам услугу широкополосного доступа в интернет. И пользоваться этой услугой могут миллионы человек. Для сравнения: в небогатой Корее услугами широкополосного доступа в интернет пользуется 25% населения страны.

Жизнь по новым правилам

В будущем году основных новостей следует ждать не от мобильной, а именно от фиксированной связи. И дело не только в продаже "Связьинвеста". С 1 июля 2005 года в России должна были вступить в действие масса новых законодательных актов, изменяющих правила игры на рынке (см. "Эксперт" 22 от 13.06.2005). Основная новация - формальное окончание действия монополии на услуги дальней связи у "Ростелекома" (именно в его сеть мы попадаем, звоня по межгороду через "8"). В связи с этим главные проблемы должны были возникнуть у компаний IP-телефонии, которые уже предоставляли услуги междугородной и международной связи, используя при этом другие лицензии. Новые правила должны были однозначно вытолкнуть их из легитимной области. Но напряжение царило не только у компаний IP-телефонии. Новые правила взаиморасчетов между операторами - в достаточно общих формулировках закона пpедставляющиеся более прозрачными и справедливыми - на деле оказались весьма туманны. А уточняющие документы на свет так и не появились. Мининформсвязи пришлось отложить демонополизацию как минимум до 1 января, оно взяло на переработку ряд важных постановлений. Таким образом, неопределенность на рынке затянулась еще на полгода. Ирония судьбы состоит в том, что Россвязьнадзор уже принял решение выдать 8 лицензий на дальнюю связь, причем три лицензиата - "Межрегиональный ТранзитТелеком", "Транстелеком" и "Голден Телеком" могли бы быстро стать реальными игроками рынка. Но оказывать услуги они не могут - не известны пока даже технологические требования, которым должны соответствовать их сети, не говоря уже о вопросах взаимодействия с другими компаниями и присоединения сетей-конкурентов.

Между тем старт конкуренции все же дан. Предсказывать результат в этой сфере почти невозможно. Как показывает опыт демонополизации Западной Европы, где модели развития рынка были просчитаны вдоль и поперек, в реальности вышло совсем не так, как прогнозиpовали консультанты и аналитики. Где-то дико проседали по доходам традиционные операторы и регуляторные акты приходилось переписывать на ходу, где-то демонополизация произошла только на бумаге и традиционный оператор еще долго давил любых конкурентов. Что уж говорить о России, где демонополизация дальней связи де-факто произошла уже давно, а де-юре - нет. Так что российским связистам надо настраиваться на долгий процесс перестройки.