Транспорт

Рейтинг
Москва, 10.10.2005
«Эксперт» №38 (484)
Чрезмерная тарифная зарегулированность и растущая конкуренция со стороны частных железнодорожных перевозчиков тормозят развитие РЖД

Выручка 27 крупнейших транспортных компаний, вошедших в этом году в "Эксперт-400", выросла в среднем лишь на 16,6%, вдвое отставая от темпов прироста реализации 400 ведущих компаний России. На фоне общего экономического подъема этот показатель выглядит довольно странно, ведь развитие промышленности и рост доходов населения неизбежно должны приводить к росту грузовых и пассажирских перевозок.

Собственно говоря, так и происходит. Наш рейтинг в этом году зафиксировал существенное увеличение доходов трубопроводных компаний. Выручка крупнейшей из них - "Транснефти" - под влиянием повышения тарифов на прокачку нефти выросла на 31,8% (см. таблицу). Расширяется бизнес авиаперевозчиков. Лидерство по динамике развития в авиаперевозках в 2004 году захватила компания "Трансаэро" (прирост к 2003 году - 69,6%). Растут и судоходные компании. Однако определяющее влияние на общий рост ведущих транспортных корпораций имеют показатели деятельности крупнейшего национального железнодорожного перевозчика - РЖД. А здесь дело обстоит куда хуже.

Консолидированная выручка РЖД в 2004 году составила 22,9 млрд долларов. По сравнению с цифрами, обнародованными менеджментом компании за 2003 год, прирост ее доходов в точности совпал с уровнем инфляции - 10,9%. Конечно, можно говорить о чрезмерной тарифной зарегулированности железнодорожной отрасли. Однако это не единственный фактор, сдерживающий развитие РЖД. Компания все в большей мере ощущает конкуренцию со стороны независимых железнодорожных перевозчиков, располагающих собственным подвижным составом.

На рынке железнодорожных перевозок, еще недавно полностью монополизированном МПС, появились новые игроки - независимые компании - операторы подвижного состава. Уже в 2004 году они контролировали 27,7% парка железнодорожного состава и обеспечивали почти четверть железнодорожных перевозок (см. график).

Стремление частных компаний к созданию собственного парка подвижного состава изначально было вызвано неспособностью государства справиться с необходимыми объемами грузоперевозок. Дефицит вагонов остро ощущался еще в советское время. После рыночных реформ ситуация лишь усугубилась, в 90-е годы МПС окончательно утратило возможности для модернизации парка вагонов и локомотивов. В результате к началу подъема российской экономики железнодорожная монополия была уже совершенно не способна удовлетворять быстрорастущий спрос на перевозки.

Столкнувшись с проблемой дефицита подвижного состава, крупный промышленный бизнес, основу которого составляют экспорториентированные компании, стал решать ее собственными силами. Ведущие нефтяные, металлургические и химические корпорации активно занялись закупкой вагонов. Естественно, основной акцент в формировании собственного парка делался на наиболее дефицитные виды подвижного состава - цистерны, полувагоны, окатышевозы и т. д. Управление железнодорожными перевозками часто передавалось специально созданным дочерним транспортным компаниям. Однако, приобретая вагоны, промышленные предприятия лишь защищали

Новости партнеров

«Эксперт»
№38 (484) 10 октября 2005
Нобелевские премии
Содержание:
Мягкая нобелевская посадка

Нынешняя нобелевка отметила ученых, результаты работы которых имеют самое приземленное значение: победители вылечили гастрит, нашли новые катализаторы для органического синтеза и создали суперточные часы

Международный бизнес
Реклама