Экономика от стерильной матери

Русский бизнес
Москва, 17.10.2005
«Эксперт» №39 (485)
Россия должна экспортировать мясо - президент АПК "Черкизовский" Игорь Бабаев уверен в этом. Все условия для производства мяса в стране есть, нужна лишь поддержка государства в создании селекционных комплексов

Магию владельца "Черкизовского" я испытала на себе. И дело не только в присущей многим лидерам харизме, мощной энергетике. Мы разговаривали в бешеном темпе, я спешила задать все вопросы, так как знала, что через несколько часов Игорь Бабаев улетает в командировку. А он, видимо, торопился до отлета успеть сделать кучу дел и в числе прочего побеседовать с прессой. Однако как только речь зашла о наболевших темах - деградации села, строительстве свинокомплексов и качественной колбасе, Бабаев, перестав торопиться, заговорил по-другому: "Россия - аграрная страна. Если мы село не потянем, распад страны неминуем".

В 1988 году с приходом Бабаева на "Черкизовский" захудалый завод начал стремительно превращаться в лидера мясной отрасли. Однако Бабаев не из тех харизматиков, про которых говорят: берут горлом. Он предприниматель и в то же время - эффективный менеджер. Это он продемонстрировал и в начале 90-х, когда навел на заводе порядок, пресек процветавшее там воровство, и позднее, когда, несмотря на формализацию и централизацию управления "Черкизовским", гибко реагировал на разного рода кризисы и дефолты и при этом поддерживал быстрое развитие. Одно время предприятие входило в двадцатку самых динамичных компаний в рейтинге "Эксперт-200", хотя в top-20 последнего рейтинга "Эксперт-400" "Черкизовского", как, впрочем, и других отраслевых компаний, нет - их отсутствие эксперты объясняют падением динамики пищевой отрасли в целом. Кстати, и мой личный интерес к "Черкизовскому" впервые возник после знакомства с одним из рейтингов несколько лет назад. "Ничего себе мясники, оборот под пятьсот миллионов долларов!" - удивилась я тогда.

Цели "Черкизовского" всегда были из разряда "прыгнуть выше головы", а не просто удержать завоеванные позиции. Можно было прекрасно жить, оставаясь региональным лидером, ведь предприятие входит в пятерку крупнейших московских комбинатов. Но нет, неуемный президент и владелец сначала выводит компанию в национальные лидеры, а потом делает из конгломерата российских по происхождению предприятий компанию, соответствующую мировым стандартам. Сейчас, по оценке Мясного союза, "Черкизовский" контролирует 11-12% рынка мясных продуктов России.

"Зачем изобретать велосипед?" - любит повторять Бабаев. Возможно, он пошел в сельское хозяйство и занялся вертикальной интеграцией потому, что эта бизнес-стратегия доказала свою эффективность во всем мире. Впрочем, как говорят знающие люди, им двигали соображения иного порядка: однажды черкизовская колбаса показалась ему невкусной и, чтобы обеспечить свою мясопереработку высококачественным сырьем, он образовал АПК "Михайловский" и занялся созданием полного производственного цикла.

Теперь компания планирует выйти на внешний рынок. Бабаева, по-видимому, не смущает, что примеры успешного экспорта российскими компаниями своей продукции можно пересчитать по пальцам. Он уверен: единственная страна, способная производить по-настоящему вкусное и качественное мясо, - это Россия. С ее бескрайними просторами нет нужды ва

Новости партнеров

«Эксперт»
№39 (485) 17 октября 2005
Премьерские инициативы
Содержание:
Большая презентация

Программа экономического роста, обнародованная Михаилом Фрадковым, - заявка на сохранение премьерского поста после 2008 года. Шансы Михаила Ефимовича стоит оценить как весьма высокие

Международный бизнес
Экономика и финансы
Экономика и финансы
Реклама