Рынок вместо собеса

Рейтинг
Москва, 17.10.2005
«Эксперт» №39 (485)
Сегодня речь идет лишь о самом первом, организационном этапе строительства новой пенсионной системы в России, когда определяется, кто будет заниматься пенсионным обеспечением и какая инфраструктура для этого необходима

Активной фазе пенсионной реформы в России уже почти два года. Срок небольшой, но проблем, связанных с ее реализацией, накопилось достаточно. Население пока то ли не поняло, что дает реформа конкретному человеку, то ли не поверило в надежность предлагаемых схем, но, как бы то ни было, люди свои деньги в негосударственные пенсионные фонды несут не очень активно. Почти 100% средств, обращающихся в системе негосударственного пенсионного обеспечения, принадлежат "карманным" фондам крупных предприятий, что вызывает много вопросов относительно прозрачности управления и контроля над рисками. Немногочисленные ритейловые фонды в большинстве своем считают управление пенсионными накоплениями россиян задачей малопривлекательной: и законодательство оставляет желать лучшего, и конкурировать с кэптивными фондами им пока очень сложно.

Что же касается государства, то, наблюдая за попытками чиновников сформировать эффективную модель негосударственного пенсионного обеспечения своих граждан, трудно отделаться от впечатления, что власть относится к этой задаче довольно легкомысленно, если учесть, что речь идет о проекте, рассчитанном на десятилетия, и цена ошибки в нем будет слишком велика даже для наших граждан, привыкших за последние десятилетия к глобальным экспериментам над своим благосостоянием.

Между тем правительство, похоже, даже не имеет внятной стратегии развития системы негосударственного пенсионного обеспечения, и никто из чиновников не может объяснить, как эта система должна будет выглядеть лет через двадцать-тридцать, когда выйдут на пенсию как раз те люди, которые сегодня должны принять решение о том, как распоряжаться своими пенсионными отчислениями.

Нет стратегии - нет и понимания того, кто и как должен эту стратегию реализовывать. Государство не рискнуло даже назначить одного ответственного за это мероприятие. Так, по логике сегодняшнего положения вещей, главным стратегом пенсионной реформы является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое и должно разрабатывать ту самую стратегию и следить за верным претворением ее идей в жизнь. Но вряд ли Минздрав способен принимать адекватные решения в области, которая была бы так тесно связана со сложной финансовой спецификой. Видимо, опасаясь отсутствия этого опыта у сотрудников сугубо социального ведомства, государство "уравновесило" его другими, куда более опытными в этом стратегами - Министерством экономического развития и Минфином. Однако полностью передавать этим "финансистам" пенсионное обеспечение тоже не решились. Ведь новая система предполагает создание новой модели взаимодействия между государством и гражданами в сфере социального обеспечения, а не просто создания нового, хотя и довольно масштабного, рынка. А что если взгляд на это у финансистов и макроэкономистов окажется сугубо прикладной, не учитывающий этой важной социальной составляющей?

И вот для "работы в поле", для непосредственного контроля над деятельностью тех, кто к пенсионным деньгам будет прикасаться, государство п

Новости партнеров

«Эксперт»
№39 (485) 17 октября 2005
Премьерские инициативы
Содержание:
Большая презентация

Программа экономического роста, обнародованная Михаилом Фрадковым, - заявка на сохранение премьерского поста после 2008 года. Шансы Михаила Ефимовича стоит оценить как весьма высокие

Международный бизнес
Экономика и финансы
Экономика и финансы
Реклама