Победило советское образование

Обзор почты
Москва, 17.10.2005
«Эксперт» №39 (485)

2005, N38 (484)

Не согласен с выводами статьи о том, что Физтеху в первую очередь требуется выбрать какую-то там модель своего дальнейшего развития. Не в этом дело. 99% людей, уходящих после вузов из науки в бизнес, делают это просто из-за куска хлеба. Не может человек в рванье и с дошираком нормально себя чувствовать. Я не учился в Физтехе, я окончил мехмат МГУ, но очевидно, что ситуация везде одинаковая. Среди моих друзей несколько ребят были уровня призеров российских олимпиад; будучи уже студентами, они науку грызли легко и непринужденно, с азартом (сам помню себя на младших курсах). Еще даже задавались вопросом, на какую кафедру идти, чтобы интересно было. А потом на старших курсах, когда все больше понимали, что жрать будет нечего, если не начинать работать, - вот тогда уже жалели, что не выбрали кафедры попроще (хотя, конечно, более сильные кафедры лучше вправляли мозги - в жизни это плюс). И вот по истечении времени вышли на зарплаты от 1000 до 2000-3000 у. е. Ну такие обычные "белые воротнички". Аналитики, программисты...

А ведь была бы гарантированная стипендия не 500 рублей, не 1000 рублей, а хотя бы 500 у. е. - оставался бы не 1% в науке, а гораздо больше (ведь не секрет, что даже многие из тех, кто поступает в аспирантуру - а таковых гораздо больше 1%, - уже не считают учебу в ней приоритетом номер один). Сейчас, чтобы выйти на 500 долларов в месяц, нужно: а) быть суперталантливым; б) вертеться, как кошка, - делать все, чтобы добывать доли в грантах. А ведь многие не могут сразу получать результаты, которые кто-то сочтет стоящими, чтобы отметить в немногочисленных грантах. Исторический пример Эйнштейна, который поначалу не смог поступить в институт, нагляден. Нужна именно гарантированная стипендия, покрывающая элементарные запросы молодых людей. Аналогичным образом должна быть высокой зарплата у профессорско-преподавательского состава. Я не говорю о масштабах всей страны, но несколько вузов (или их подразделений-факультетов) по стране необходимо поддерживать именно так, я уже не говорю о необходимости технической и проектной поддержки. Тогда преподаватели задышат полегче, реже будут смотреть в сторону Запада. Тогда молодые ребята будут рваться со всей России в физтехи, мехматы, физфаки, матмехи и т. д. Их не надо будет искать. И учиться они будут не полтора курса, а все пять-шесть. И статьи будут кропать не для затыкания курсовых и дипломных дыр.

Сколько нужно денег? Давайте прикинем. В МФТИ пусть порядка 5000 студентов и аспирантов. По стране таких стратегически важных центров наберется порядка 10-15. То есть это 50000. По 500 долларов в месяц - это 300 млн в год. Добавим профессорско-преподавательский состав, получим полмиллиарда в год. Иными словами, качественное изменение отношения к научной жизни существенной доли талантливых молодых людей в этой стране стоит менее 0,1% ВВП страны. А ведь выход уже через несколько лет от такого вложения даже невозможно просчитать (слишком на многое влияет наука - от престижа страны до промышленн

Новости партнеров

«Эксперт»
№39 (485) 17 октября 2005
Премьерские инициативы
Содержание:
Большая презентация

Программа экономического роста, обнародованная Михаилом Фрадковым, - заявка на сохранение премьерского поста после 2008 года. Шансы Михаила Ефимовича стоит оценить как весьма высокие

Международный бизнес
Экономика и финансы
Экономика и финансы
Реклама