Идейные игрушки

Экономика и финансы
Москва, 17.10.2005
«Эксперт» №39 (485)

Рынок детских игрушек в арабском мире растет примерно на 1 млрд долларов в год. Это тенденция последних двух-трех лет. С каждым годом на одного арабского ребенка закупается кукол, мячиков, конструкторов и электронных игр в среднем на 260 долларов больше. Казалось бы, надо радоваться, но местные педагоги бьют в набат. Дело в том, что более 95% представленных на рынке игрушек - импортные, то есть сделанные по западным образцам. Педагоги утверждают, что дети "подвергаются непосредственному воздействию чужой культуры".

Недавно саудовская газета "Аль-Яум" возмутилась: арабский мир, вместо того чтобы взяться за собственное производство игрушек, тратит огромные деньги, чтобы на радость Западу своими руками убивать собственную культуру. В качестве примера "идеологически правильной" игрушки "Аль-Яум" приводит иранских кукол Сара и Дара (сестра и ее младший братик - в пику всем известным Барби и Кену) и описывает историю их маркетингового успеха. Исламская республика начала выпускать их в марте 2005 года. Игрушки разработаны Институтом интеллектуального развития детей и молодежи, действующим под эгидой министерства образования страны. Первоначально Сара и Дара были персонажами книжек для начальной школы. Теперь истории о них, записанные на кассетах, продаются в комплекте с куклами. Рассказывается о том, как брат и сестра помогают друг другу и слушаются родителей. Все модели Сары выпускаются в белом платке, прикрывающем черные или коричневые локоны. Наряды Дара представляют собой черный костюм с белой рубашкой или голубые брюки с бежевой рубашкой и красным пиджаком. Стоит такая игрушка примерно 15 долларов (для сравнения: стоимость настоящей Барби - 40 долларов, поддельной - три доллара).

Дать симметричный ответ западной кукольной угрозе в арабском мире пытались и раньше. Еще в 1999 году Лига арабских государств приняла решение начать производство собственной арабской куклы по имени Лейла - девочки в возрасте 10-12 лет, с темными глазами, густыми ресницами и черными волосами в традиционной для девушек Залива простой одежде. В 2001 году свою куклу в традиционном духе пытались разработать египтяне. Но денег на эти проекты не нашлось. Бизнес-успехов в кукольном деле добились лишь сирийцы. В 2003 году в Сирии начали выпускать куклу Фулла. На ней надето традиционное черное длинное до пят одеяние - айба - и платок. В комплекте с Фуллой идет и молельный коврик. Эта кукла уже стала лидером продаж в целом ряде арабских стран, например в Египте, Иордании и Катаре.

Новости партнеров

«Эксперт»
№39 (485) 17 октября 2005
Премьерские инициативы
Содержание:
Большая презентация

Программа экономического роста, обнародованная Михаилом Фрадковым, - заявка на сохранение премьерского поста после 2008 года. Шансы Михаила Ефимовича стоит оценить как весьма высокие

Международный бизнес
Экономика и финансы
Экономика и финансы
Реклама