О независимых прокурорах

Разное
Москва, 17.10.2005
«Эксперт» №39 (485)

Группа сенаторов направила в Думу проект закона, создающего в России аналог американского института независимых прокуроров. Это прекрасная идея. Вполне вероятно, что она будет реализована. Нет сомнений в том, что реализована она будет плохо - возможно, до того плохо, что лучше бы и не надо. Но идея, повторяю, прекрасная.

Состоит она в том, чтобы лицам, не подчиненным общим прокурорским структурам, вменить в обязанность расследование преступлений высших должностных лиц государства. Авторы проекта полагают, что в нашем случае потенциальными объектами расследования должны быть двенадцать человек: президент, спикеры палат, премьер, главы ветвей судебной власти, прокуратуры, Счетной палаты, ЦИКа, Банка России и омбудсмен. Дело это, во-первых, нужное. Так, сегодня в России просто нет способа законным образом возбудить и расследовать дело против генпрокурора - поэтому-то появление на телеэкранах "человека, похожего на Скуратова" повело не к расследованию, а к снятию реального Скуратова с должности (что, может, было и очень морально, но совсем не логично). С появлением независимых прокуроров станет хотя бы понятно, какая процедура должна разворачиваться при появлении в действиях кого-либо из высших руководителей страны признаков уголовного преступления.

Во-вторых, это дело важное. "Друга Гельмута", блестящего объединителя Германии, именно подобный институт привел к бесславной отставке за небольшое нарушение законов о финансировании политической деятельности. Из "друга Билла" именно подобный институт выпил предпоследнюю кровь по делу Левински. Независимые прокуроры, таким образом, и вправду способны удерживать первых лиц от изрядной доли соблазнов нарушить закон. (А что в 1999 году Конгресс США, нахлебавшись Моники, отказался продлевать действие закона о независимых прокурорах, так этим доказывается только одно: не так они сильно любят демократию, как им самим кажется.)

Реализовать идею сенаторы предлагают так. Независимых прокуроров должно быть семнадцать: по пять человек назначает президент и обе палаты парламента, двоих - омбудсмен. Это должны быть опытные люди, профессиональные юристы со стажем и с безупречной репутацией. Назначенные лица образуют коллегию, возглавляет которую один из тех, кого назначил омбудсмен. До этого места мне все, в общем, нравится.

По поручению либо президента, либо любой из палат коллегия будет заниматься расследованием дел, связанных с кем-то из перечисленных больших начальников. Президент может еще поручить разобраться с любым из силовых министров. Тут мне тоже нечего возразить - но очень хочется дополнить. Эти профессионалы должны иметь право заниматься своими подопечными не только по поручениям, но и по собственной инициативе - скажем, отталкиваясь от статьи в газете.

Мне скажут: язык у прессы без костей, мало ли она всякого понапишет - что же, все и расследовать? Зачем же все. Независимые прокуроры будут людьми опытными; не станут они, как ненатасканный щенок, с лаем гоняться за навозной мухой. Вот были публикации, более или

Новости партнеров

«Эксперт»
№39 (485) 17 октября 2005
Премьерские инициативы
Содержание:
Большая презентация

Программа экономического роста, обнародованная Михаилом Фрадковым, - заявка на сохранение премьерского поста после 2008 года. Шансы Михаила Ефимовича стоит оценить как весьма высокие

Международный бизнес
Экономика и финансы
Экономика и финансы
Реклама