Одним "Хилтоном" меньше

Анастасия Алексеева
24 октября 2005, 00:00

Американская гостиничная корпорация Hilton решила воспользоваться благоприятной ситуацией и выкупить обратно проданную сорок лет назад международную часть своей империи

Четвертая гостиничная группа в мире американская Hilton Hotels Corporation начала переговоры о покупке гостиничного подразделения британской группы компаний Hilton Group. Предполагаемая цена сделки 6,3 млрд долларов. Сами компании комментировать переговоры отказываются - вплоть до подписания договора. Как пояснили "Эксперту" вице-президент Hilton Hotels Corporation по связям с общественностью Кэти Шепард и директор по связям с общественностью Hilton Group Алекс Паджетт, переговоры об объединении брендов Hilton действительно ведутся, но никакого конкретного соглашения пока не подписано.

Сегодня Hilton Hotels управляет отелями под брендом Hilton только в Северной Америке. Исключительными правами на использование марки Hilton за пределами США обладает Hilton Group. Если переговоры завершатся удачно, гостиничная сеть Hilton станет подлинно глобальной и сможет серьезно потеснить таких конкурентов, как Marriott, Starwood и InterContinental Hotels Group. Большинство аналитиков в успешности воссоединившейся империи не сомневаются. В Morgan Stanley эту сделку даже назвали браком, заключенным на небесах.

Сорок лет спустя

Мировая гостиничная империя Hilton Hotels была основана в 1919 году Конрадом Хилтоном. И была единым целым вплоть до 1964 года, когда сеть разделилась на две компании - Hilton Hotels и Hilton International. Вотчиной первой стала Северная Америка, второй достался весь остальной мир. В 1997 году Hilton International была куплена крупнейшей в Великобритании сетью букмекерских контор Ladbrokes, после чего и получила свое называние - Hilton Group.

В распоряжении Hilton Hotels сегодня более 2300 отелей - под брендами Hilton, Conrad, Doubletree, Embassy Suites Hotels, Hampton Inn и др. Часть отелей в полной собственности Hilton Hotels, другими она просто управляет. Владения Hilton Group скромнее - ей принадлежит всего 400 гостиниц под брендами Hilton и Scandic. Компании-тезки начали тесно сотрудничать около десяти лет назад. Они организовали стратегический альянс и поделили между собой затраты на бронирование номеров, маркетинг и программы по повышению лояльности клиентов. Однако до слияния дело тогда так и не дошло: не удалось договориться о цене.

Сегодня переговоры Hilton Hotels с Hilton Group тоже не будут легкой прогулкой. По словам генерального директора Hilton Hotels и главного инициатора объединения Стивена Болленбака, раньше декабря 2007 года заключить сделку вряд ли удастся - акционеры британской компании пока не склонны ни поддержать слияние, ни разделить бизнес Hilton Group на два независимых сегмента - гостиничный и букмекерский. Впрочем, Болленбак заявил журналистам, что, несмотря на трудности, слияние тезок неизбежно. Мнению Болленбака можно верить - ранее он занимал пост финансового директора телекомпании Walt Disney и сыграл ключевую роль в покупке телесети Capital Cities/ABC за 19 млрд долларов.

Пора!

За то, что в этот раз британские акционеры не будут столь ожесточенно сопротивляться слиянию, говорят и другие факторы.

Во-первых, период слияний начался на британском рынке букмекерских контор - конкуренты Ladbrokes стали превращаться в более конкурентоспособные компании. У Hilton Group же синергии между букмекерским и гостиничным подразделением нет никакой.

Во-вторых, летом Hilton Group уже решилась на небольшую распродажу - в Великобритании и Ирландии будет продано 18 гостиниц. На продажу выставлено активов примерно на 700 млн долларов. Желание купить отели уже выразил банк Royal Bank of Scotland (его считают одним из самых вероятных покупателей), американская компания Host Marriott, финансовая группа Citigroup и инвестбанк Goldman Sachs. Но Hilton Group планирует сохранить за собой право управления гостиницами и сами бренды (так сегодня поступают многие владельцы гостиниц). С помощью вырученных средств менеджмент группы надеется склонить акционеров к продаже всего гостиничного подразделения. Соответствующие доли акций продаваемого подразделения будут выкуплены у акционеров, при этом они останутся владельцами Ladbrokes.

В-третьих, дела у Hilton Hotels в последнее время идут неплохо. Так, во II квартале 2005 года прибыль Hilton Hotels выросла в два раза по сравнению с тем же периодом 2004 года. Финансовое состояние позволяет компании инвестировать серьезные средства в расширение бизнеса.

В Европу, в Россию

По мнению аналитиков из ABN AMRO, владельцы американских гостиниц давно поглядывают на европейский рынок, но в последнее время они стали гораздо активнее на этом направлении. Так, недавно частная американская акционерная компания Colony Capital купила пакет акций во французской сети гостиниц Accor, а американская корпорация Starwood купила права на бренд французской же сети Le Meridien.

Американский рынок гостиничных услуг уже близок к насыщению и поделен между крупными гостиничными сетями, которые контролируют 70% отрасли. Европейский же рынок сейчас в таком же состоянии, в каком был американский 20 лет назад, то есть у него большой потенциал роста. К тому же европейский рынок пока не сильно консолидирован и контролируется крупными международными сетями лишь на 20-30%. Так что Hilton Hotels есть за что бороться в Европе.

Не исключено, что американцы постараются распространить лояльность клиентов в отношении европейских гостиниц Hilton и на их американских тезок. Ведь качество обслуживания в европейских отелях Hilton значительно выше, чем в США.

Велика вероятность и того, что американцы попытаются выйти на рынок СНГ и России. Пока такие попытки предпринимала лишь британская гостиничная сеть, но ей удалось достичь немного - отели Scandic обосновались только в Прибалтике. На территорию России ни одному из "Хилтонов" прорваться не удалось.

"Впервые управлять гостиницей в нашей стране Hilton Group пригласило еще советское правительство, но тогда сторонам не удалось договориться о месте, где будет вывеска. В 1994 году группа вела переговоры с московским правительством о строительстве собственного отеля в Китай-городе, но договор не состоялся в силу финансовых разногласий. В 1998 году Hilton Group была заинтересована в строительстве отеля на Никитском бульваре, но после августовского кризиса этот проект был заморожен", - рассказал "Эксперту" генеральный директор Hotel Consulting and Development Group Александр Лесник.

В 2000 году Hilton хотел построить гостиницу в Неглинном переулке на том месте, где сегодня стоит "Арарат Парк Хаятт Москва", но и эта сделка сорвалась. Возможно, что у обновленной Hilton Group появится реальный шанс занять достойное место в российском секторе гостиничных услуг. По словам Александра Лесника, американцы в любом случае будут стремиться вывести бренд Hilton на российский рынок в Москве или Санкт-Петербурге.