Полурастение-полуживотное

Москва, 24.10.2005
«Эксперт» №40 (486)

Необычный одноклеточный организм, обнаруженный недавно японскими учеными, может стать объектом исследования биологов-эволюционистов, изучающих историю возникновения на нашей планете фотосинтеза.

Первооткрыватели этого крошечного существа - Норико Окамото и Исао Инуэ из Университета Цукуба. По словам ученых, обнаруженный ими микроорганизм на одном из этапов своего развития осуществляет так называемый эндосимбиоз - процесс, в ходе которого один живой организм встраивает в свое тело другой.

Согласно некоторым эволюционным теориям именно эндосимбиоз послужил одной из причин возникновения различных биологических видов на Земле. Например, содержащиеся в зеленых растениях хлоропласты - структуры, отвечающие за процесс фотосинтеза, - изначально были самостоятельными организмами (бактериями). Чуть более миллиарда лет назад морские водоросли впервые "использовали" фотосинтез, но механизмы этой эволюции до сих пор для биологов совершенно неизвестны.

Окамото и Инуэ назвали свою находку Hatena, что в переводе с японского означает "загадка, тайна". Hatena - представитель жгутиковых, простейших одноклеточных. Как показали лабораторные исследования, в начальной фазе своего развития Hatena - бесцветная одноклеточная водоросль. Вскоре она "сливается" с организмом другого вида - зеленой фотосинтезирующей водорослью Nephroselmis.

Далее новый симбионт делится на две дочерние клетки, зеленую (сохраняющую в своем составе Nephroselmis) и бесцветную, лишенную симбиотической составляющей. У бесцветных дочек формируется особый аппарат (что-то вроде рта), при помощи которого они затем поедают своих "зеленых сестер" (по другой версии, поглощают лишь обычных Nephroselmis). Вскоре после того как бесцветные клетки переживают "фазу хищника", их "ротовой аппарат" отмирает.

Следующий важнейший этап исследования нового полурастения-полуживотного - сравнительный генетический анализ Hatena и Nephroselmis. Если ученым удастся обнаружить значительные совпадающие генные фрагменты у обоих видов, это сможет послужить подтверждением симбиотической теории эволюции современных зеленых растений и водорослей.

№40 (486) 24 октября 2005