Наперегонки с Поднебесной

Русский бизнес
Москва, 24.10.2005
«Эксперт» №40 (486)
Чтобы стать третьим крупным игроком на рынке региональных самолетов, фирма Сухого должна запустить свой лайнер в серию раньше китайцев

Торжественное открытие в Рыбинске российско-французского СП "ВолгАэро" смело можно назвать главным событием в отечественной авиационной промышленности за весь постсоветский период. Прошло оно с большой помпой - в конце концов, речь идет о первом и пока единственном международном проекте российского авиапрома, в рамках которого с нуля был построен современный завод, отвечающий всем мировым стандартам. Это предприятие, созданное на паритетных началах НПО "Сатурн" и корпорацией Snecma (входит в группу SAFRAN), будет выпускать двигатели SaM-146 для нового российского регионального самолета RRJ.

Двойная господдержка

Грандиозный размах мероприятия ощущался во всем - начиная с количества приглашенных гостей (из Москвы, Парижа и Ярославля их прибыло не менее тысячи) и заканчивая специально организованным по такому случаю праздничным салютом. Еще не успели отгреметь последние залпы, а глава Минпромэнерго Виктор Христенко уже поспешил сообщить, что RRJ включен российским правительством в список приоритетных проектов, которым государство окажет мощную финансовую поддержку. По словам министра, из бюджета на новый самолет в течение трех лет будет выделено 9 млрд рублей, из которых примерно 2 млрд (около 57 млн евро) получит на разработку двигателя НПО "Сатурн".

Заметим, что французские власти оказались более щедрыми. Президент корпорации Snecma Марк Вантр не преминул заметить, что правительство Франции выделило его компании 140 млн евро на двигатель в виде так называемого поддерживающего кредита. То есть, если проект окупится, выделенные деньги Snecma вернет, в противном же случае задолженность просто спишут. Впрочем, помимо госсредств Snecma и "Сатурн" активно вкладывают в проект и собственные деньги. Из 500 млн долларов, необходимых на разработку и производство двигателя, как минимум половину средств компании-партнеры уже инвестировали. Работы по проекту Snecma и "Сатурн" поделили поровну. Французы делают газогенератор и электронную систему управления двигателем, а "Сатурн" - турбину низкого давления, вентилятор и компрессор. Интеграция компонентов двигателя, его финальная сборка и испытания будут проходить в России на территории СП "ВолгАэро". По словам замгендиректора "Сатурна" Игоря Юдина, общий объем инвестиций в "ВолгАэро" уже превысил 50 млн долларов, а впоследствии он будет доведен до 80 млн. "Сатурн" внес в уставный капитал этого предприятия здание, сеть коммуникаций и некоторые станки, а французская сторона предоставила необходимое оборудование.

Столь низкие затраты на создание опытного производства объясняются тем, что практически все ключевые детали SaM-146, включая газогенератор и лопатки, уже созданы. По словам президента "Сатурна" Юрия Ласточкина, проектная мощность СП составит от 20 до 30 двигателей в месяц. Это обеспечит "ВолгАэро" ежегодный объем продаж в размере 70 млн евро. Правда, на такие показатели предприятие должно выйти только через пять лет. Всего же в течение ближайших двадцати лет СП в соответствии с бизнес-планом выпустит около 17

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (486) 24 октября 2005
    Центральная Азия
    Содержание:
    Большая Игра обязательно закончится

    России пора определяться, зачем ей Центральная Азия и какую роль она впредь намерена играть в этом регионе

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Наука и технологии
    Реклама