Суда были арестованы за то, что они, находясь в территориальных водах Норвегии, перегружали рыбу, не уведомив об этом местные власти. Захват рыболовецких траулеров (а именно так расценил действия норвежцев капитан "Горбачева" Николай Белоусов) был проведен береговой охраной по всем канонам военной науки. Как только наши суда бросили якорь вблизи острова Медвежий (архипелаг Шпицберген), к ним подошли сразу два боевых корабля ВМС Норвегии. Блокировав путь к отступлению траулеров в нейтральные воды, норвежцы сначала высадили на наши корабли десант из дюжины офицеров королевских ВМС, а затем провели под охраной военных на борт "Дмитрия Покрамовича" и "Капитана Горбачева" группу инспекторов рыбоохраны Шпицбергена. Изъяв судовые журналы, инспекторы проверили количество перегруженной рыбы по записям в документах, но расхождений не нашли. В результате суть претензий к нашим морякам свелась лишь к нарушению правил нахождения в территориальных водах Норвегии, в соответствии с которыми необходимо заблаговременно извещать власти архипелага о перегрузке рыбы. За это деяние норвежцы выставили владельцам судов штраф на сумму примерно 200 тыс. долларов.
Сначала владельцы судов - "Мурманрыбпром" и Архангельский траловый флот (принадлежит государству) - платить штрафы отказались, мотивируя тем, что арест кораблей был проведен с нарушением закона. Так, Николаю Белоусову офицеры ВМС не разрешили отослать в офис компании протокол его допроса на английском языке и проконсультироваться с юристами. На момент сдачи номера в печать одни из кораблей - "Дмитрий Покрамович" был отпущен под залог в размере 500 тыс. норвежских крон, который является гарантией оплаты штрафа, выписанного властями Норвегии. Между тем могут возникнуть и новые конфликты: Россия и Норвегия до сих пор не урегулировали статус акватории Шпицбергена, а кроме того, есть разногласия по допустимым орудиям лова.