Старые фобии и новые задачи

31 октября 2005, 00:00

Редакционная статья

Ровно год назад, комментируя резкое замедление темпов промышленного производства, мы сетовали, что, испортив донельзя инвестиционный климат для частного бизнеса, власти никак не решатся запустить мотор даже полноценного государственного капитализма. Именно эта патовая ситуация, когда частные инвестиции уже не шли, а государственные инвестиции еще не шли в экономику, и послужила фундаментальной причиной сворачивания волны инвестиционного роста в 2003-2004 годах. Рост затормозился из-за негативных сигналов, которые бизнес получил от власти, - "дело ЮКОСа", банковский кризис, риторика усиления роли государства в экономике. Это поставило большой знак вопроса относительно будущего, и инвестиции затормозились.

Увидев такую реакцию бизнеса, власть призадумалась и вот уже примерно девять месяцев не посылает откровенно негативных сигналов. Их отсутствие вкупе с продолжающимся масштабным притоком экспортных доходов, а на их плечах - и тучными корпоративными заимствованиями за рубежом привели к постепенному росту инвестиций. Импульс инвестиций идет от крупнейших госкомпаний - РАО ЕЭС, ОАО РЖД и "Газпрома" - и распространяется по цепочке тяжелых машиностроительных производств. Пережив болезненную реконфигурацию, начинает восстанавливать темпы роста и нефтяная промышленность. И хотя стратегия и тактика промышленной политики государства за прошедший год практически нисколько не прояснились - чиновники продолжают спорить, можно ли и, если да, в каком объеме и с помощью каких инструментов привлекать на цели госинвестиций средства сверхпланово разбухших профицита бюджета и стабилизационного фонда, - экономика вновь начинает потихоньку ускоряться.

Казалось бы, сейчас самое время правительству поддержать этот рост если не бюджетными инвестициями, то хотя бы на уровне стимулирующих деклараций: "Мы предложим все усилия для укрепления этой позитивной тенденции" - и так далее. Однако создается впечатление, что любые позитивные сдвиги в национальной экономике для наших министров как нож в сердце. И вместо обсуждения мер, необходимых для поддержания инвестиций, чиновники вдруг опять озаботились борьбой с инфляцией.

В любом учебнике экономики написано, что сама по себе инфляция не создает проблем для экономики: проблемы начинаются лишь тогда, когда она становится непрогнозируемой. Мало того, все мы прекрасно помним, что в 2003 году инфляция составляла 13-14% в год, но, во-первых, никто на это не жаловался, во-вторых, темп роста отечественной экономики был самым высоким за всю новейшую историю России.

Но тем не менее чиновники с упорством, достойным лучшего применения, твердят о необходимости срочного снижения инфляции. "Цели по инфляции заключаются в том, чтобы в 2008 году инфляция составила бы не более 4,5-5 процентов", - заявил в прошлый понедельник министр финансов Алексей Кудрин. Основной путь достижения этой цели - "координация усилий всех органов, которые регулируют цены и тарифы естественных монополий". Другими словами, ограничение финансовых ресурсов РАО ЕЭС, РЖД и "Газпрома", которые сегодня стали инициатором нового промышленного подъема.

Мы уже не раз аргументированно заявляли: инфляция сегодня не является первоочередной проблемой. Куда большего внимания требует поддержка производства. Расшивка отраслевых ограничений выпуска, налоговое стимулирование инвестиций, грамотная таможенная политика - вот что надо для роста предложения. По мере роста предложения проблема инфляции будет решаться сама собой. Либо будет куда менее болезненной и для производителей, и для потребителей.

А если начать заботиться о промышленном росте, то первым делом придется признать, что "российское экономическое чудо" - высокая инфляция при быстром укреплении рубля - есть прямое следствие зависимости бюджета от мировых цен на сырье. Которая, в свою очередь, является прямым результатом нынешней налогово-бюджетной политики, в принципе исключающей возможность преференций для обрабатывающего сектора.