Он полюбил синематограф

Анастасия Дедюхина
7 ноября 2005, 00:00

Российское кино на пороге бума. И, в частности, именно поэтому холдинг "Проф-Медиа" приобрел контрольный пакет кинокомпании "Централ партнершип"

"Наш кинорынок существенно недооценен. Он бурно растет, но все еще находится в зачаточном состоянии", - так гендиректор медиахолдинга "Проф-Медиа" Рафаэль Акопов объяснил на прошлой неделе, почему его компания приобретает 50,5% акций "Централ партнершип" (ЦПШ). ЦПШ, крупнейшая в России независимая кинокомпания с оборотом 60 млн долларов, занимается как дистрибуцией зарубежных фильмов (например, она осуществила прокат "Амели", "Мистер и миссис Смит"), так и производством собственного кино ("Бой с тенью") и телесериалов ("На безымянной высоте", "Родина ждет"). "Проф-Медиа" тоже не новичок в кинобизнесе - компания строит собственную сеть кинотеатров "Синема-Парк".

Осуществив сделку стоимостью 45-50 млн долларов, "Проф-Медиа" становится крупнейшим частным российским инвестором на кинорынке. Большая часть суммы пойдет на финансирование новых проектов и расширение ассортимента. Сегодня в производстве у ЦПШ находится 30 фильмов и 12 сериалов. "Мы рассматриваем возможность уйти в 'длинные' мыльные сериалы", - говорит гендиректор ЦПШ Рубен Дишдишян. "Проф-Медиа" и ЦПШ планируют всячески расширять пути дистрибуции производимого контента, например выпускать фильмы на DVD и продавать права телеканалам.

За и против кино

Интерес "Проф-Медиа" к ЦПШ показателен. Еще в прошлом году г-н Акопов объявил о намерении расширяться в сторону развлекательных медиаактивов. Однако при кажущемся богатстве выбора неполитизированных сегментов медиарынка, да еще с хорошим потенциалом роста, не так много. Привлекательный рынок глянцевой прессы уже перегружен инвесторами с толстыми кошельками. Телеканал просто так не купишь, а крупный федеральный канал тем более: дорого и политически рискованно. А вот киноотрасль может быть интересна.

Во-первых, входной билет на рынок пока сравнительно недорог, а темпы роста велики. Только за 2004 год сборы кинотеатров выросли примерно на треть - они растут быстрее, чем строятся кинотеатры. Во-вторых, популярность телевидения постепенно снижается. Это уже не просто интуитивное ощущение участников рынка. Об оттоке зрителей от телеэкранов говорят и данные замеров TNS Gallup Media - часть телеаудитории мигрирует в сторону кино. В-третьих, в отличие от других видов медиабизнеса кинорынок не ограничивается исключительно Россией. Так, сегодня западные кинокомпании продают права на показ фильмов не на одну Россию, а на все СНГ. На долю РФ приходится 85% сборов, на остальные страны СНГ - 15%. Причем удельный вес остальных стран будет расти. В-четвертых, кинобизнес не сводится лишь к демонстрации фильмов в кинотеатрах. Недаром "Проф-Медиа" покупает именно диверсифицированную компанию. "Сегодня во всем мире показ в кинотеатрах становится все больше маркетинговым инструментом. Если двадцать лет назад 80 процентов дохода киностудий приходилось на прокат, то сегодня это лишь 17 процентов", - говорит генеральный директор компании "Невафильм" Олег Березин. Так что кинотеатры - это не только не единственный, но даже и не основной способ дистрибуции. Сегодня кинобизнес состоит из целого комплекса деятельности - от продюсирования и изготовления фирменных сувениров с символикой фильма до продажи контента на телеканалы и торговли видеокассетами и DVD.

Впрочем, есть у кинобизнеса и недостатки. Прежде всего он рискован. Даже по официальным голливудским стандартам, лишь три проекта из десяти окупаются и только один из этих трех оказывается настолько прибылен, что вытягивает все десять. Риск кинопроизводства в российских условиях усугубляется тем, что отечественный рынок крайне непрозрачен: официальных и достоверных данных нет ни по бокс-офисам, ни по бюджетам фильмов. Нередки случаи, когда российские блокбастеры в PR-целях называли цифру бюджета в два раза выше, чем на самом деле.

Есть куда расти

Как бы то ни было, раз "Проф-Медиа" решил купить ЦПШ, значит, в медиахолдинге уверены, что потенциал рынка перевешивает риски. Откуда эта уверенность?

Аргумент первый: в стране катастрофически не хватает кинотеатров. По нашим оценкам, на 100 тыс. человек в России приходится примерно 0,5 зала. В то же время в Испании на 100 тыс. человек приходится чуть меньше 8 залов, в Италии - 16 залов, в Германии и Великобритании - около 17 залов. Надо ли говорить, что в регионах ситуация еще хуже? Если в Москве на 100 тыс. человек приходится 2,09 зала, то в Челябинске - 1,11, а в Самаре - 0,69. Именно за города-миллионники развернется теперь основная борьба между киносетями.

Дело в том, что Москва уже насыщена кинотеатрами и, как результат, прибыльность московского проката снижается: по данным "Невафильма", в Москве средний сбор с экрана сокращается на 5-6% в год. Из-за обострения конкуренции некоторые проекты уже стали закрываться. Поэтому все основные операторы планируют в ближайшее время открывать кинотеатры в регионах (преимущественно в торговых центрах). В числе прочих и "Проф-Медиа", который строит собственную сеть кинотеатров: в "Синема-Парк" компания инвестирует порядка 115 млн долларов. "Невафильм" прогнозирует, что некое насыщение на российском рынке настанет, когда будет построено порядка 1400 кинозалов; сегодня их почти в два раза меньше. На наш взгляд, перспективы еще лучше. Повышение благосостояния населения и укрупнение городов позволяют рассчитывать, что через пять-семь лет в нашей стране будет свыше 2000 кинозалов.

С прошлого года сборы от российских фильмов по СНГ выросли почти в четыре раза - с 25 до 90 млн долларов

Второй аргумент в пользу нашего кинорынка состоит в разнице между валовыми киносборами в России и в европейских странах. Мы отстаем от них в три-пять раз. Так, по оценке "Невафильма", в прошлом году россияне потратили на походы в кино 230 млн долларов. Для сравнения: в Италии годовые сборы составляют около 660 млн долларов, в Германии - чуть более 1 млрд долларов, а французы и британцы оставляют в кино по 1,2 млрд долларов. Доходы от проката в России растут быстро (по прогнозам, только за 2005 год рынок должен вырасти на 34%), но потенциал роста по-прежнему колоссальный. Так, средний россиянин тратит на походы в кино порядка 1,6 доллара в год. По странам Евросоюза этот показатель в десять раз больше - в среднем 16,2 доллара. По отдельным государствам цифра еще выше - средний француз тратит на кино более 20 долларов в год.

Будущее за нашим

Но почему в таком случае "Проф-Медиа" покупает не сеть кинотеатров, а кинопродюсерскую компанию? Потому что отечественные фильмы занимают все большую долю сборов на российском кинорынке. По данным "Проф-Медиа", с прошлого года сборы по СНГ от российских фильмов выросли почти в четыре раза - с 25 до 90 млн долларов. В 2005 году на долю отечественных фильмов придется почти четверть сборов.

Рост сборов означает, что российское кино становится рентабельным. Отечественный рынок сегодня находится в точке перехода в фазу быстрого роста классической S-образной кривой (см. график). По нашим расчетам, в ближайшее время число потенциальных посетителей кинотеатров составит по меньшей мере 20 млн человек. Даже если средняя цена билета будет составлять 3 доллара (а на самом деле она наверняка будет расти), потенциально фильм сможет собрать 60 млн долларов. Это означает, что кинопроизводители вполне будут способны позволить себе бюджет порядка 20 млн долларов. Это тот уровень, который позволяет делать кинопродукт мирового класса (подчеркиваем, речь идет именно о продукте, качество которого зависит от бюджета; художественные же достоинства фильмов мы не обсуждаем). При таких бюджетах наше кино сможет успешно конкурировать с западным как на российском рынке, так и за рубежом.

"Сегодня иметь российское производство необходимо любому, кто хочет наладить хорошую дистрибуцию", - утверждает Рафаэль Акопов. Он полагает, что в будущем российское кино до определенной степени потеснит западную кинопродукцию. Отечественные картины все чаще будут играть роль локомотивов - фильмов, за право проката которых киносетям в нагрузку дают обычно еще несколько фильмов второго сорта.

Около кино

Впрочем, необходимо сделать оговорку. Три наиболее коммерчески успешных кинопроекта - "Ночной дозор" (сборы 16 млн долларов), "Турецкий гамбит" (18,5 млн долларов) и "9-я рота" (22 млн долларов). Эти проекты раскручивались при мощнейшей телевизионной поддержке. Первые два пестовал Первый канал, последний - телеканал СТС. По этому поводу многие настроены скептически: мол, если пересчитать на живые рекламные деньги весь телевизионный пиар этих фильмов, то они не смогли бы себя окупить. По некоторым оценкам, только на раскрутку "Ночного дозора" пошло примерно 500 минут эфирного времени Первого канала.

На самом деле, с точки зрения бизнеса ничего плохого в использовании собственных телемощностей для поддержки своих кинопроектов нет. Ведь это не идет в ущерб другим доходам от рекламы. На Западе это называется синергией и активно практикуется теми же голливудскими студиями. Скажем, медиагигант Viacom перед выпуском очередного фильма своей киностудии Paramount не гнушается всеми способами раскручивать его на своем же телеканале MTV. Проблема в другом: если за рубежом эта практика институционализирована, то у нас проекты зависят от конкретных людей. Будет у Первого канала другой гендиректор, который решит зарабатывать деньги другим путем, и куда денутся все эти космические киносборы?

Действительно, заниматься кинобизнесом без поддержки телеканалов более накладно. Но, во-первых, пиар отдельных фильмов идет на пользу всей киноиндустрии. После демонстрации "Ночного дозора" пошла мода на российские фильмы. Кроме того, успешные проекты продемонстрировали потенциал аудитории - уже сегодня 5-6 млн человек могут пойти и одновременно купить билеты на фильм, и это сразу привлекло внимание инвесторов к кино. Во-вторых, кто сказал, что для поддержки обязательно телеканалом владеть? По сути, купив ЦПШ, "Проф-Медиа" нашел альтернативный путь к телевизору - через производство контента.

Именно околотелевизионный бизнес сегодня становится одним из самых выгодных направлений. Об этом, например, свидетельствует взрывной рост различных SMS-проектов. Телереклама по-прежнему самый крупный и быстрорастущий сегмент рекламного рынка - по итогам трех кварталов этого года объем телерекламы вырос на 33% и составляет примерно 1,5 млрд долларов. Хороший телепроект, например сериал, собирает такую аудиторию, какую в кинопрокате не сможет получить даже крайне успешный проект.