Ужасы небесной механики

14 ноября 2005, 00:00

Приятно сознавать, что недостаток в сюжетах для новых триллеров нам не грозит. По крайней мере пока технический прогресс снабжает нас страшными средствами передвижения. Вышедший только что в российский прокат свежий триллер "Иллюзия полета" - уже второй фильм в этом году, живописующий ужасы перемещения в замкнутой коробке современного авиалайнера. В недавнем "Ночном полете" классик ужастиков Уэс Крейвен продемонстрировал нам, какая неприятная нечисть может вылезти из улыбчивого соседа, с которым хочешь или не хочешь, а придется все ж таки провести несколько часов в небе. Теперь же доселе ничем особо не славный выходец из Германии Роберт Швентке анализирует безвыходность - в буквальном смысле слова - как таковую, находя нечто общее в авиарейсе и кошмарном сновидении.

То, что на главную роль он пригласил Джоди Фостер, вряд ли случайность; скорее всего режиссер решил использовать ее опыт пребывания в замкнутом помещении, полученный в фильме "Комната страха" Дэвида Финчера (2002). С тех пор, кстати, Фостер нигде не снималась, и немного жаль, что одна из лучших драматических актрис современности, не слишком балующая публику своим присутствием на киноэкране, раз за разом выступает в качестве лабораторного кролика для противоестественных психологических экспериментов. В "Иллюзии полета" Фостер изображает несчастную вдову, которая перевозит из Берлина в Америку труп только что самоубившегося мужа и свою находящуюся в понятном шоке маленькую дочь. Аутичная девочка изо всех сил прячется от внешнего мира - в мамины объятья, под мамино пальто. Прячется настолько успешно, что в какой-то момент исчезает окончательно, - проснувшаяся где-то над Атлантикой мать обнаруживает, что от ее ребенка остался только плюшевый медведь. Более того, кто-то спрятал и ее воспоминания о ребенке, и по всему - по свидетельствам соседей, по посадочному талону - получается, что и не было никакой девочки.

Примерно половину фильма Швентке с большим успехом совмещает логику ночного кошмара с документальным фильмом об устройстве современных "боингов". Героиня Джоди Фостер по сценарию авиаинженер, так что вся самолетная закулиса ей досконально известна: новоявленной Алисой она пролезает в какие-то кроличьи дыры в стенных шкафах с посудой, в люки над туалетами, обнаруживая себя в зазеркальном самолетном королевстве, где пребывает невидимая простым смертным небесная механика. Пряталки-перепряталки постепенно достигают какого-то сюрреалистического масштаба: невидимый ребенок даже в сознании матери обретает иллюзорную плоть воспоминаний, отчаявшийся авиаинженер ищет дочь в электронных внутренностях своей летающей тюрьмы, хватает за грудки подвернувшегося под руку араба-пассажира, с тоской глядит за иллюминатор, в ночное небо, как будто стремясь различить летящий следом за самолетом образ своей девочки.

Как правило, авторы подобных триллеров обладают властью над своими созданиями, во всяком случае, в некий момент берут под контроль заботливо вычлененные из подсознания ужасы. Швентке, к сожалению, не смог справиться со столь наглядно изображенным им сюрреалистическим миром; в некий момент тот окончательно вырывается на волю и хоронит под грудой бессмысленных, нелепых сюжетных несообразностей практически идеальный триллер. Зрителю остаются лишь воспоминания о прошедшем в непосредственной от него близости, совершенным в своей кошмарности сновидении. Жаль, конечно, что оно оказалось стопроцентной иллюзией.