Бродяга в райских кущах

14 ноября 2005, 00:00

На прошлой неделе в Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открылась выставка Павла Леонова, одного из самых известных "наивных" российских художников.

"Наивное", то есть созданное непрофессиональными художниками, искусство - явление, с которым трудно иметь дело. Оно пребывает где-то между искусством профессионалов и так называемым народным творчеством, включающим в себя и этнографические промыслы, и подражающий им сельский ширпотреб. При этом варится оно в собственном соку, лелеемое своей публикой, своими исследователями и коллекционерами. Адептов искусства профессионального оно смущает зыбкостью критериев, по которым определяют, что из "наива" и в самом деле искусство, а что - лишь причуда выжившей из ума деревенской бабки, на старости лет взявшей в руки кисть и краски.

Леонов - художник международно признанный и вошедший во все энциклопедии "наивного" искусства - наряду с Анри Руссо и Пиросмани. Его бродяжничество, перемежаемое отсидками, длилось больше тридцати лет. Время от времени он учился живописи - то в заочном народном университете (чему там, спрашивается, можно научиться?), то у замечательного художника Михаила Рогинского. В 1970-м состоялась его первая выставка. С тех пор картины Леонова, на которых крепкие улыбчивые люди вечно пребывают в каких-то райских кущах, с равным успехом означающих то город, то деревню, а то и вовсе Африку, стали предметом охоты коллекционеров. Отчего они на него так "запали", в общем-то, понятно. У Леонова что ни картина, то нарушение всех мыслимых живописных приемов и правил, а также представлений о том, что вообще стоит изображать. Растягивать до немыслимой длины руки, чтобы персонажам было удобно обниматься, выворачивать им головы так, чтобы они могли, стоя к зрителю боком, показывать ему свои лица, может и художник-профессионал. Но ему не придет в голову изображать простецкую мечту о том, чтобы вокруг все было красиво, "как на картинке". А те, кого эта мечта посещает во время выкапывания картошки или соления капусты, никогда не возьмутся за кисть. Художники вроде Леонова изображают то, что по законам жизни почти не имеет шансов быть когда-либо изображенным или выраженным словами. Потому они и приводят в оторопь далеко не наивную публику.