Посмертный шансон

14 ноября 2005, 00:00

В Москве в клубе B2 17 ноября выступит Джейн Биркин, актриса, бывшая жена великого французского певца Сержа Гинзбура. Когда-то она бросила мужа, а после его смерти, можно сказать, вновь к нему вернулась - исполнительницей мужниных песен. Подобного концерта, условно говоря, французского шансона (условно - потому что ни Гинзбур, ни тем более Биркин не вписываются целиком в шансонную традицию) у нас еще не было никогда; даже Шарль Азнавур, дважды к нам приезжавший, - не тот масштаб.

Серж Гинзбур, утконосый сын российских эмигрантов, мрачный сатирик, депрессивный лирик, вздорный хулиган, остроумный эротоман, сделал себя воплощением брутальной, маскулинной энергии французской эстрадной сцены. Сексапильность закомплексованного, некрасивого еврейского мальчика невероятным образом сочеталась с его творческой силой - не случайно всех своих женщин Гинзбур привлекал к исполнению лучших собственных песен. Ни Брижит Бардо, ни Катрин Денев никогда не отличались особенным умением и желанием петь; однако, исполняя дуэтом с Гинзбуром фантастические Je t'aime moi non plus и Dieu fumeur de havanes, невольно вошли в музыкальную историю. Джейн Биркин, кстати, до Гинзбура жена Джона Барри, одного из главных кинокомпозиторов в мире, тоже вряд ли предполагала собственную музыкальную карьеру. Одну из своих первых ролей талантливая британская актриса 60-70-х сыграла не где-нибудь, а в "Фотоувеличении" Антониони, да и в дальнейшем вполне присутствовала в кинематографическом пейзаже, например, в таких классических картинах, как "Бассейн" Жака Дере и "Смерть на Ниле" Джона Гильермина.

Примечательно, однако, что ее, пожалуй, лучшая роль - это официантка Джонни в превосходном, шокирующем, почему-то мало замеченном и публикой, и критикой фильме "Я тебя люблю, и я тебя тоже нет" (1976). А режиссер фильма - все тот же Серж Гинзбур, к тому времени уже ставший ее мужем. Наверное, можно сказать, что мощная личность Гинзбура поглотила Биркин, а вернее, отправила ее кружить искусственным спутником вокруг солнца по имени Серж. Все 70-80-е она снималась по большей части во французских, как правило проходных, фильмах, кукольным голоском подпевала мужу на его пластинках и отбивала его от многочисленных любовниц. После смерти Гинзбура, однако, стало ясно, что все эти годы Биркин только и делала, что впитывала солнечную силу своего бывшего светила - чтобы теперь с неожиданной силой выплеснуть ее в окружающее пространство. И некогда тонкий, полудетский голосок Джейн внезапно стал звучать с гинзбуровской хрипотцой. Старые хиты она исполняет с молодыми группами, в весьма экспериментальных аранжировках: ее новая программа Arabesque (которая и прозвучит в Москве) сделана с арабскими музыкантами. Сам Гинзбур, бедуином кочевавший по самым разнообразным музыкальным стилям, такой новой жизни своих песен наверняка бы порадовался.