Волнения во Франции и в сопредельных Бельгии с Германией, продолжающиеся уже две недели, встряхнули мировой валютный рынок: за последние недели евро опустился до уровня весны 2004 года и 8 ноября стоил менее 1,18 доллара. Мировая пресса запестрела апокалиптическими заголовками: арабы обвалили евро, репутация евровалюты подмочена, экономика еврозоны под угрозой, и все это - только начало колоссальных европейских проблем.
Российский валютный рынок тоже не остался в стороне, отыграв на понижение евро и повышение доллара, как только ему представилась такая возможность. Примечательно, что драматическую роль здесь сыграл новый праздник - День народного единства. Дело в том, что основной провал евро пришелся на 4 ноября, поэтому в понедельник 7 ноября на ММВБ доллар буквально взлетел сразу почти на тридцать копеек - до 28,7 рублей. Это не замедлило сказаться на ставках российского межбанковского рынка кредитов и котировках российских евробондов. Избыточная рублевая ликвидность, характерная для России в последнее время, как-то быстро перестала быть избыточной: всем вдруг понадобились деньги для скупки дорожающих долларов, и ставки на межбанке подросли. Кроме того, обесценение рубля относительно американской валюты потянуло вниз котировки еврооблигаций, повышая доходность по ним.
Что такое невезение
Аналитики сходятся во мнении, что значительное снижение котировок евро - это результат одновременного воздействия нескольких негативных факторов, где арабские волнения стали лишь последней каплей, переполнившей чашу терпения трейдеров. Между тем у них и до этого было множество поводов не любить евро.
Во-первых, это отказ Европейского центрального банка (ЕЦБ) поднять процентные ставки. 3 ноября, уже в разгар снижения евро, глава ЕЦБ Жан-Клод Трише высказал твердую уверенность, что процентная ставка в еврозоне находится на правильном уровне в 2% и не нуждается в повышении. Это не слишком понравилось спекулянтам, ведь лишь за несколько дней до этого американский Федеральный резерв в очередной раз поднял свою процентную ставку до 4%! Что делают инвесторы в "учебном" случае такого существенного разрыва доходности со своими капиталами? Правильно, переводят их туда, где за них дают больше, в нашем случае - в США. Это и стало новым стимулом к снижению евро относительно доллара.
4 ноября спрос на доллар подхлестнул и еще один кратковременный фактор - выход позитивных данных по созданным рабочим местам в Америке. На тот же период пришлось сообщение об активизации американской программы репатриации капиталов - владельцы средств, возвращенных в США, получат существенные налоговые послабления. Это тоже способствовало увеличению спроса на доллары. Беспорядки во Франции лишь усугубили ситуацию.
Однако было ли снижение курса евро действительно обвальным? Как видно на графике, демонстрирующем динамику пары евро-доллар на FOREX за весь период существования евро (в том числе и в безналичном виде), обвал больше похож на коррекцию: евро и близко не подошел к своему историческому минимуму - 0,8324 доллара. Более того, сегодняшние котировки гораздо ближе к своему историческому максимуму в 1,3642 доллара, достигнутому в конце 2004 года.
Означает ли это, что снижение курса евро является чисто спекулятивным? Только отчасти. Большинство опрошенных нами экспертов склоняются к мнению, что волнения во Франции и опасения относительно вероятного последующего острого политического кризиса - лишь прекрасная возможность для Европы скорректировать свою валюту до более комфортного для европейской экономики уровня. Ведь не секрет, что дорогой евро является сегодня чуть ли не основной проблемой экономики еврозоны: все эксперты сходятся во мнении, что уровень в 1,3 доллара за евро буквально ее убивал, поскольку дорогие европейские товары перестали быть конкурентоспособными на американских и азиатских рынках. Особенно сильно страдала от дорогого евро Германия, для чьей экономики экспорт является критическим фактором.
Между тем еще прошлым летом прогнозы по стоимости евро в 1,30 и даже в 1,40 доллара на краткосрочную перспективу были совсем не редки! Тогда доллар выглядел слабым в силу своих проблем с двойным дефицитом, галопирующими ценами на нефть, сильнейшими тропическими ураганами.
Спекулянты против мировой торговли
Но рынок распорядился по-другому - вырос не евро, а доллар. Причем очевидно, что такое движение определили не макроэкономические факторы - серьезных проблем, как мы видим, хватает и у европейской, и у американской экономики, и трудно сказать, у которой таковых больше. Но перед Европой сегодня стоит еще и комплекс серьезных политических проблем, которые не могут быть решены в краткосрочной перспективе. Это и продолжающаяся борьба крупнейших стран за доминирование в Евросоюзе, приводящая к разнонаправленности действий этих государств. И недавнее отклонение европейской конституции, и неготовность германских политиков к решительным действиям по стимулированию собственной экономики. Безусловно, свои пять копеек внесли и взбунтовавшиеся французские арабы. Все это создало идеальные условия для валютных спекулянтов.
"В условиях плавающих курсов, не имеющих никаких ограничительных механизмов, спекулятивный фактор курсообразования является преобладающим, - говорит ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Всеволод Ситнин. -Подтверждением этого может служить тот факт, что валютные операции давно оторвались от мировой торговли: так, в 2003 году мировой экспорт товаров составил 7,3 триллиона долларов, а в 2004 году объем мировой торговли валютой достиг 693,5 триллиона долларов. Другими словами, на мировых финансовых рынках сегодня идет колоссальный объем спекулятивных валютообменных операций, которые проводят банки ради получения прибыли, и пара евро-доллар - актив, наиболее подверженный спекуляциям. И нарастающая инфляционная угроза в еврозоне сегодня является гораздо менее важным курсообразующим фактором, чем спекулятивная составляющая".
Эксперты считают, что стоимость евро $1-1,22 будет вполне комфортной как для мировых валютных рынков, так и для европейской экономики
Если же исходить из логики спекулянта, то игра на повышение доллара относительно евро выглядит вполне разумной: подъем процентных ставок в США делает выгодным краткосрочные вложения в долларовые активы, У ЕЦБ же нет возможности повышать ставку по евро сопоставимыми с американскими темпами. Ведь повышение процентных ставок - палка о двух концах: для инвестора оно означает рост доходности на вложенный капитал, но для производителей, которые являются потребителями кредитов, повышение ставок означает снижение темпов роста.
Для американских компаний повышение ставок до 4% пока не вызывает проблем, поскольку экономика США еще сохраняет инерцию роста. О разгоне экономики в еврозоне речи сегодня не идет, и достичь ускорения экономического роста в Европе будет гораздо труднее, чем в Штатах, хотя бы в силу разрозненности действий политических, экономических и денежных властей в Евросоюзе. Поэтому даже незначительное повышение учетной ставки способно существенно усугубить сегодняшние экономические проблемы стран ЕС.
Так что едва ли не единственной возможностью подтолкнуть рост европейской экономики является как раз умеренное обесценение евро, которое должно привести не только к увеличение объемов экспорта, но и к росту внутреннего спроса, уровень которого оставляет желать лучшего. Именно поэтому денежные власти Европы сегодня призывают предпринимателей не бояться снижения курса евро.
Почем купить
Здесь уместен вопрос: какая стоимость евро является сбалансированной? По словам директора Центра макроэкономических исследований Елены Матросовой, рынок сам дает знать нам об этом справедливом ценовом уровне - это 1,20-1,22 доллара за евро. Именно столько стоит евро в те периоды, когда перестает действовать большинство политических и спекулятивных факторов, давая путь фундаментальным макроэкономическим обоснованиям. "Вполне возможно, - считает Елена Матросова, - что рынок в скором времени успокоится, приняв к сведению наличие проблем с французской иммиграционной политикой, и отыграет потерянные евроценты".
С тем, что справедливой стоимостью евро сегодня является 1,20 доллара, согласен и главный экономист UFG Ярослав Лисоволик: "Большинство факторов политической нестабильности еврозоны в скором времени должны сойти на нет. Кроме того, Европейский центральный банк, думаю, все же повысит ставку на 0,25 процента в первом квартале 2006 года. Так что в будущем году евро вновь должен скорректироваться наверх".
Однако многое будет зависеть от действий европейских властей. "Арабский фактор из категории политических может перейти в разряд макроэкономических в случае, если французам придется принять на себя дополнительные финансовые обязательства для решения проблем интеграции некоренного населения, - говорит Елена Матросова. - Тогда появится дополнительный фундаментальный фактор, который приведет к обоснованному снижению евро". Напомним, что уже сегодня в еврозоне ощущается инфляционное давление, связанное с теми затратами, которые Евросоюз несет в связи с необходимой интеграцией вступающих в него слабых стран. Однако Всеволод Ситнин не видит опасности и в более низком, чем 1,20, курсе - по его мнению, баланс в паре евро-доллар находится в области 1,00-1,10 доллара за евро.
"А в целом победителя в паре евро-доллар не существует, - считает Елена Матросова. - Сейчас мы являемся свидетелями глубинной перестройки мировой товарно-денежной системы в связи с выходом на нее новых игроков: Китай и, в меньшей степени, Индия формируют новую данность, наращивая свои экономики, но не имея возможности подкрепить этот процесс достаточным количеством природных ресурсов. Нельзя забывать и о том, что именно активное вовлечение этих стран в производство массовых потребительских и промышленных товаров, например текстиля или металлов, приводит к существенному перераспределению сил, доходов и возможностей".
Так что если в краткосрочной перспективе евро действительно ослабнет, то в долгосрочной все большее значение будет приобретать фактор мирового торгового дисбаланса, а это стратегическая угроза в первую очередь для доллара.