Усложнение сложного

Александр Евсеенко
21 ноября 2005, 00:00

Создав высокоэффективную модель экономики, в Ханты-Мансийском автономном округе взялись за ее диверсификацию и дальнейшую оптимизацию. Регион готов взять на себя роль генератора новаций, актуальных для других территорий страны

Одно из ключевых событий этой осени в экономической жизни российских нефтегазовых регионов - 15-й Международный конгресс CITOGIC (Congress Innovative Technologies Oil & Gaz Industrial Energetics and Communication - "Новые высокие технологии в нефтяной, газовой промышленности, энергетике и связи"), состоявшийся в сентябре в Ханты-Мансийске. Дискуссии на нем нередко выходили за рамки, обозначенные в программе, и затрагивали ключевые для крупных отраслей и субъектов федерации проблемы, влияющие на развитие России в целом. С этой темы и началось интервью губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Александра Филипенко журналу "Эксперт".

- Прошедший в Ханты-Мансийске конгресс собрал многих заинтересованных и компетентных людей, которые обсуждали проблемы, актуальные в том числе для экономики и социального развития Югры. Результаты обмена мнениями, резолюции, принятые на конгрессе, направлены в адрес президента и правительства России. Надеюсь, это будет способствовать решению проблем. Дело в том, что темы и задачи конгресса в большинстве своем относятся не только к структуре экономики автономного округа. По сути, затрагивались вопросы базовых отраслей, формирующих экономику как нашего региона, так и страны в целом.

- Ваш округ - один из наиболее динамично развивающихся и продуктивных регионов России. Зачем понадобился конгресс, если у вас и без того развиты ключевые сферы экономики? Можно ведь просто привезти сюда высокообразованных менеджеров.

- Можно. Но все же это не совсем конструктивное противопоставление. На конгрессе мы нашли новых партнеров по тем направлениям, которые считаем для себя важными. Например, возможность сотрудничества с учеными Московского государственного университета, которые занимаются ранней диагностикой злокачественных опухолей. Это актуальная проблема, и мы хотим реализовать наработки ученых у себя в округе, наладить профилактику заболеваний. Такой подход четко вписывается в стратегию, которую мы не так давно приняли: предупреждение преждевременной смертности людей, снижение уровня заболеваемости.

Кроме того, конгресс поддержал нашу инициативу о создании на территории Югры телевидения высокой четкости, внедрения цифровых технологий. Это важно, так как в конгрессе участвовали представители ведомства, ведущего эту тему, и компаний, занимающихся решением этих проблем в России. Уже есть подписанный на уровне правительства Российской Федерации протокол, который позволит активно двинуться в этом направлении, решая сложнейшую задачу создания более экономичного и качественного ТВ. Речь идет, по сути, о формировании новых видов и средств связи. А новое качество - это новая ступень в развитии коммуникаций и очень важный инновационный проект. Решив эту задачу в Югре, мы поможем активно развивать подобные технологии в целом по стране.

- Вы постоянно стремитесь повышать инвестиционную привлекательность округа. На решение каких задач при этом рассчитываете?

- Несмотря на то что по уровню инвестиционной привлекательности наш округ - второй в Российской Федерации, инвестиционную емкость нашего рынка мы оцениваем в два раза больше, чем нынешние шесть миллиардов долларов в год. Привлекаемые средства - это не только поддержка существующего топливно-энергетического комплекса во всех направлениях, его расширенное воспроизводство, но и усложнение экономики, дополнение новыми отраслями, которые позволят снизить зависимость от мировой конъюнктуры цен на нашу основную продукцию - сырую нефть.

- В чем, по-вашему, состоит привлекательность ХМАО для инвесторов? В каких отраслях они предпочитают действовать?

- Привлекательность округа просчитана, рейтинговые агентства определяют ее регулярно, хотя, считаю, здесь есть потенциал роста. Существуют обстоятельства, привносящие некие ограничения в формирование этих рейтингов. Например, перестраховка компаний, определяющих рейтинг, связанная с тем, что ХМАО строит свои отношения в рамках договора с Тюменской областью. Да и сама административная принадлежность к числу автономных округов, по мнению рейтинговых агентств, - это элемент, не лучшим образом влияющий на перспективность инвестиционной привлекательности.

Но есть и позитивные факторы. Например, надежность состояния экономики и финансовой сферы ХМАО - я имею в виду чрезвычайно низкую степень заимствования средств и высокий уровень доходов, а также геополитическое положение округа, мимо которого не пройдешь ни с запада на восток, ни с юга на север. Здесь сходятся многие коммуникации, ключевые как для экономики страны, так и для ее геополитической составляющей. Нужно учитывать также стабильное социально-политическое положение округа и динамичные темпы развития экономики, расширение производственной и социальной инфраструктуры, которая с каждым годом предоставляет инвесторам все новые и новые возможности.

Важно и то, что сегодня многие другие нефтегазовые провинции в отличие от ХМАО почти выбрали свои запасы, в то время как у Югры сырьевой потенциал - на многие десятилетия. При этом новые провинции, с крупными запасами, не обладают развитой инфраструктурой, ее еще надо создавать. Это значит, что каждый рубль, вложенный в Югре, дает более весомую отдачу, нежели в других российских регионах.

Мы обладаем и такими ключевыми преимуществами, как высококвалифицированные кадры и широкий спектр полезных ископаемых. Это углеводороды (нефть и газ), еще нетронутые гигантские запасы угля, мощные запасы железных руд и цветных металлов, бокситов и многого другого. Весь этот потенциал предстоит осваивать в рамках программы "Урал промышленный - Урал Полярный".

Наконец, нормативная база: федеральные акты у нас реализуются с существенными дополнениями, принятыми на региональном уровне. Все это и привлекает инвесторов.

- Основа благосостояния ХМАО - углеводороды, но их запасы ограничены, а цены подвержены конъюнктуре. Какие проекты диверсификации экономики вы считаете наиболее важными для региона, какие из них реализуются, какие - готовятся?

- Действительно, запасы углеводородов конечны. Но я бы не стал драматизировать ситуацию в Югре. Да, мы уже добыли восемь миллиардов тонн нефти, однако запасы, стоящие на балансе, позволяют добыть как минимум в четыре раза больше. Более того, прогнозные запасы в разы превышают и эти цифры.

Конечно же, идет удорожание и снижение эффективности добычи на нашей территории. Но, применяя более высокие технологии, мы можем повышать эффективность работы с недрами на уровне поиска и нефтеразведки, оптимально выстраивать сам проект обустройства месторождения, тем самым увеличивая нефтеотдачу. Поэтому я уверен, и это подтверждают ученые, что еще не один десяток лет Югра будет определять темпы и уровень добычи в России. Да и в мире тоже. Сегодня на наш округ приходится более семи процентов мировой добычи нефти, и, я думаю, в ближайшей перспективе эта цифра мало изменится.

Вместе с тем необходимо сделать экономику многоукладной и устойчивой, и мы активно работаем над усложнением ее структуры. Прежде всего развиваем мощности по переработке углеводородов, создаем собственную газонефтехимическую промышленность. Это придаст новый импульс развитию экономики округа, увеличит доходность наших предприятий, а значит, и благосостояние живущих здесь людей.

В числе других приоритетов - создание отрасли по комплексной переработке древесины. Уже введены лесопильные мощности на 250 тысяч кубометров в год в Советском районе, построен завод по выпуску клееного шпонированного бруса ЛВЛ в Нягани, который не имеет аналогов в России, а также завод по изготовлению МДФ-плит в Кондинском районе. Возводим предприятия по выпуску древесно-волокнистых и древесно-стружечных плит, подготовлены проекты производства целлюлозно-бумажной продукции.

И, конечно же, наш горный комплекс. Я имею в виду Приполярный Урал, который определит перспективу развития округа и прилегающих к нему территорий на многие и многие десятилетия. Мегапроект "Урал промышленный - Урал Полярный" - это прежде всего освоение твердых минеральных ресурсов, таких как уголь, создание базы по его использованию в качестве печного топлива. Параллельно - вовлечение в промышленный оборот металлических руд, отличающихся высоким содержанием металла - железа, меди, бокситов. А также разработка золотоносных месторождений, добыча сырья для сверхчистых материалов из горного кварца, что уникально для страны.

Наконец, инвесторов ждут проекты, связанные с реконструкцией и достройкой мощнейших энергетических станций, таких как Сургутские ГРЭС-1 и ГРЭС-2, Нижневартовская ГРЭС. У нас есть реальная возможность удвоить генерацию электроэнергии на их базе, а это чрезвычайно важно не только для ХМАО, но и для испытывающих дефицит энергии соседних регионов. Прежде всего для Среднего и Южного Урала.

- Какие цели ставит администрация округа перед экономикой и социальной сферой региона, в чем состоят программы перспективного развития территории?

- Одна из ключевых проблем - утилизация попутного нефтяного газа. Это чрезвычайно важная экономическая и экологическая задача. Мы над ней работаем, и нам была важна заинтересованность тех участников конгресса CITOGIC, которые на практике занимаются ее решением. Дело в том, что использование низконапорного газа - это и еще решение проблем развития местной энергетики, ликвидация энергодефицита.

В социальной сфере продолжим работу с учетом инициатив президента, обозначенных как национальные проекты. Это в первую очередь обеспечение жителей Югры высококвалифицированной медицинской помощью, создание научно-образовательных комплексов, формирование условий для получения общедоступного образования и развитие системы профессионального образования, высшей школы.

Не менее актуальная для нас тема - создание рынка доступного жилья. Сегодня мы вышли на уровень 850 тысяч новых квадратных метров в год. Следующая задача - перешагнуть рубеж в миллион квадратных метров, а через три года и этот показатель увеличить как минимум на десять процентов.

Совместный проект журнала "Эксперт" и правительства ХМАО