На прошлой неделе в Фотогалерее имени братьев Люмьер открылась выставка "Город солнца", на которой представлены сто работ выдающегося советского фотографа Наума Грановского.
Снимки Грановского - подарок для любителей сталинской Москвы с ее широченными полупустыми проспектами, площадями, до блеска вымытыми поливальными машинами, редкими пешеходами, не нарушающими своей суетой картины грандиозного архитектурного величия. Сегодня это еще и краеведческий материал. Раньше старую Москву изучали по фотографиям начала ХХ века, теперь - по фотографиям 50-х годов, на которых присутствуют и гостиница "Москва", и Военторг, казавшиеся абсолютно незыблемыми градостроительными глыбами и исчезнувшие в одночасье, как утренний туман. Что уж говорить о "девушке с веслом"? За последние полвека она превратилась в настоящую культурную героиню, а людей, видевших ее своими глазами, уже и не найти. У Грановского же есть и она - во всей своей красе, с веслом, окруженная водой и с Крымским мостом вдалеке, величественная, как Нептун, украшающий один из фонтанов Версаля.
Грановский начал снимать в 20-е годы, когда, приехав из Днепропетровска в Москву, устроился в прессклише (так называлось тогда фотоагентство) ТАСС. Его делом, как говорил он, было "снимать все значительное, что происходило в столице". "Все значительное" для Грановского, в отличие от его знаменитого современника Эммануила Евзерихина, больше снимавшего лица социалистической Москвы, заключалось в архитектурных громадинах. Он фотографировал московские высотки - на всех этапах их существования, демонстрируя как грандиозные стройплощадки, так и эпические картины доминирования университета, МИДа и гостиницы "Украина" над московскими улицами и площадями. Он снимал Мавзолей и Госплан, "Москву" и Крымский мост, ВСХВ-ВДНХ и метро. Все композиции Грановского, особенно 50-х годов, предельно статичны, сталинские постройки у него подобны египетским пирамидам. Но главным его сюжетом все же был процесс - процесс превращения низкорослой и кривоватой Москвы в имперскую столицу.