Перешагнуть страхование

Спецвыпуск
Москва, 21.11.2005
«Эксперт» №44 (490)
Пытаясь бездумно устранять любые риски, российские компании теряют конкурентные преимущества. Хотя можно принимать риски и за счет скрытых в них возможностей обеспечивать бизнесу устойчивость

Новейшие концепции риск-менеджмента не рассматривают рисковую среду как безусловное зло, которое компаниям приходится ежедневно побеждать. Риск в современном понимании - это нечто большее, чем простая опасность, возможность неблагоприятного развития событий. Помимо негативного влияния риск таит в себе определенные возможности и шансы. Понимание этого и, главное, применение знаний на практике предоставляет компании шанс "выстрелить" на фоне конкурентов, реализовать те позитивные перспективы, которые заложены практически в любом риске.

Российским компаниям, большинство которых сейчас лишь задумывается о внедрении программ риск-менеджмента, важно учесть опыт западных и российских коллег и не повторять их ошибок. Финансирование и даже перефинансирование страховых программ в стремлении свести все риски к нулю не должно становиться самоцелью. Во-первых, застраховаться от всего невозможно. Во-вторых, увлекаясь страхованием (и тратя на него немалые деньги), компания упускает из вида широчайший спектр стратегических рисков, способных привести как к стремительному краху, так и к быстрому взлету. Эти риски гораздо более сложны в управлении, однако из угроз их можно превратить в конкурентные преимущества.

Не страхом единым

Доступный инструментарий российского риск-менеджера невелик. Самое простое решение - обратиться за помощью в страховую компанию. Все крупнейшие отечественные страховщики достаточно опытны в проведении сюрвея (оценки риска), располагают филиальными сетями для географического сопровождения рисков, профессиональными андеррайтерами, партнерами на западном рынке для размещения крупных договоров. Обычно это позволяет компании довольно быстро отгородиться от рисков стеной страхового полиса, а риск-менеджеру - продемонстрировать руководству полную защищенность бизнеса от угроз.

Но полная защищенность - это, скорее, попытка обмануть себя. Поскольку при видимой легкости страхования даже такой инструмент управления рисками в России работает с перебоями. Надежное размещение рисков - ключевой элемент в страховании - осложняется незначительной по мировым меркам емкостью отечественного страхового рынка. Российские страховщики не могут оставлять на себе ответственность, скажем, по крупному нефтяному комплексу и вынуждены передавать подобные риски за рубеж. Но иностранные перестраховочные организации тоже не спешат принимать российские риски до тех пор, пока сами не оценят их. "Без собственного сюрвея иностранный перестраховщик вряд ли согласится взять риск, - считает член правления ООО "Москва Ре" Сергей Дедиков и добавляет: - А сюрвейерская оценка - дорогое удовольствие".

Идеологическая же слабость "страхового подхода" кроется в невозможности реагировать и принимать превентивные меры по отношению к стратегическим опасностям. Это нестраховые риски, и большинство из них не поддается формализации, четкой оценке и прогнозированию. "С одной стороны, страховщики, долгое время работающие с компанией, заинтересованы не только в получении страховых премий, но и в

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (490) 21 ноября 2005
    Перемены во власти
    Содержание:
    Не по царской воле

    Последние кадровые назначения символизируют конец эпохи "ультрасиловиков". Готовить страну к выборам 2007-2008 годов будут профессиональные государственники

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Реклама