Страна непуганых сборщиков

Русский бизнес
Москва, 28.11.2005
«Эксперт» №45 (491)
Через пять лет, по пpогнозам экспертов, в России ожидается трехкратный - до полутора миллионов штук - рост сбыта иномарок, почти половина которых может выпускаться внутри страны. Вопрос в том, кто в секторе сборочных автопроизводств будет доминировать: принципиальные европейцы и японцы или не столь щепетильные в выборе средств и методов корейцы и китайцы

В течение всего лишь полугода российский рынок взбудоражили две волны новостей о перспективах сборочных предприятий. Весной и летом свои планы открытия таких заводов подтвердили три важнейших игрока мирового автопрома: корпорация Toyota, концерны DaimlerChrysler и Volkswagen. Однако в ноябре два последних чуть ли не в один день сделали разворот на 180 градусов. Volkswagen сообщил, что без дополнительных льгот в рамках особой экономической зоны завод в Подмосковье строить не намерен. Руководство DaimlerChrysler тоже привело довод о недостатке преференций со стороны российского правительства. По словам официального представителя концерна, питерский проект по сборке Mercedes-Benz отложен, хотя и не навсегда: "Дверь не была закрыта наглухо", - заметил он.

Специалисты по-разному реагировали на эти заявления. Одни считают, что авторитетные концерны пытаются использовать элементы шантажа, дабы выбить себе дополнительные льготы. По мнению других, это обусловлено недостаточно крупными продажами их автомобилей в России. Так, в нынешнем году сбыт всех моделей Mercedes-Benz (включая внедорожники, спортивные и лимузины) составит менее 4,5 тыс. штук, в то время как предприятие в Санкт-Петербурге проектировалось под сборку 25 тыс. автомобилей C- и E-классов. Схожая ситуация и у другого немецкого концерна: объем продаж по всем трем его брендам (Volkswagen, Audi и Skoda) в 2005 году может составить около 24 тыс. автомобилей разных классов - от крошечного Pointer, собираемого в Бразилии, до мощных внедорожников Touareg и представительских Audi A8. Однако возводить завод с нуля немцы считают целесообразным лишь в том случае, если совокупный спрос хотя бы на две-три близких по классу модели будет достигать порядка 50 тыс. единиц. Российский рынок в ближайшие три-четыре года такой перспективы этим (отнюдь не дешевым) маркам гарантировать не может.

Наконец, есть третья точка зрения. Ее "Эксперту" изложил партнер PricewaterhouseCoopers Стенли Рут: "Приход в страну таких крупных инвесторов, как зарубежные автопроизводители, обусловлен рядом факторов. Я выделяю четыре очень значимых и столько же второстепенных. Первая группа - это объем рынка, позиция государства, предсказуемость налоговой политики и отношение к инвесторам местной бюрократии. Ко второй группе отношу наличие развитой и качественной дилерской сети, деятельность сервисных станций и возможность доставки запчастей в регионы, а также доступ клиентов к потребительским кредитам и развитие системы страхования. По шести позициям в России сейчас горит зеленый свет для западных компаний, причем включая фактор государства: этим летом правительство существенно снизило таможенные пошлины на импортные комплектующие для крупных автозаводов, тем самым подтвердив свою заинтересованность в развитии этого сегмента. Однако еще две важных проблемы - стабильность налоговой политики и бюрократия - пока не решены, и здесь горит красный свет. Думаю, именно этим может быть обусловлена сохраняющаяся нерешительность ряда иностранных ко

Новости партнеров

«Эксперт»
№45 (491) 28 ноября 2005
Экономическая доктрина
Содержание:
Наша мировая задача

Редакционная статья

Экономика и финансы
Реклама