Дрейф по горизонтали

Гамлет Матевосян
5 декабря 2005, 00:00

В Армении прошел референдум по конституционным поправкам. Закавказская республика решила разрушить жесткую президентскую вертикаль власти и стать более парламентской

Властям Армении предъявлен ультиматум - аннулировать результаты референдума по внесению поправок в Конституцию страны. "Срок ультиматума истекает в 16.00 2 декабря. В этот день мы вновь соберем митинг, чтобы определить дальнейший план действий", - сказал лидер радикально оппозиционной партии "Республика" Арам Саркисян.

Власти настроены решительно и предупреждают, что любое нарушение общественного порядка будет пресекаться. Вот как прокомментировал ситуацию начальник управления информации и по связям с общественностью полиции Армении Саят Ширинян: "Некоторые представители оппозиции призывают к действиям, нарушающим общественный порядок, а также к свержению конституционного строя. Полиция будет решительно пресекать любую подобную попытку".

Отход от вертикали

Референдум по поправкам в Конституцию прошел 27 ноября. И вопреки предупреждениям оппозиции, что народ не пойдет к урнам для голосования, в нем приняли участие 65,3% от 2,3 млн человек, имеющих право голоса. В пользу конституционных поправок высказались 93,3% избирателей, против - 5,4%. Для того чтобы документ прошел на референдуме, за него должна была проголосовать треть избирателей.

Действующая ныне Конституция была принята в 1995 году, но в 2001 году Армения, став членом Совета Европы, взяла на себя обязательство провести конституционные реформы, так как некоторые положения Основного закона страны не соответствовали европейским стандартам. Первую попытку поменять Конституцию власти предприняли в 2003 году. Однако предложенный президентом пакет поправок провалился на референдуме. В сентябре текущего года парламент Армении наконец принял проект конституционных реформ, предложенный правящей коалицией (партии Республиканская, "Оринац Еркир" и "Дашнакцутюн"). Этот проект получил одобрение и так называемой Венецианской комиссии (Европейская комиссия за демократию через право, занимающаяся в Совете Европы конституционными вопросами).

Самое главное изменение в Конституции Армении - разграничение полномочий между ветвями власти, создание механизмов сдерживания и противовесов. Судебная система, Конституционный суд, Контрольная палата становятся менее зависимыми от исполнительной власти. Расширен круг тех, кто может обращаться в Конституционный суд, включая и рядовых граждан.

Существенно ограничиваются полномочия президента в формировании и деятельности правительства. По новой редакции, глава государства не сможет провести своего кандидата на пост премьер-министра без поддержки парламентского большинства. Парламент наделяется полномочиями ратифицировать международные соглашения, предполагающие изменение границ государства.

Действующий президент получает иммунитет от уголовного преследования, однако может быть смещен со своего поста в процессе импичмента, а после ухода - предстать перед законом за правонарушения, не связанные с его деятельностью в качестве главы государства.

В Конституции появилась статья, разрешающая двойное гражданство. Для Армении это чрезвычайно важно - армянская диаспора за рубежом по численности примерно в два раза превосходит население самой страны. Эмигранты сохраняют тесные связи с родиной, а состоятельные армяне оказывают существенную финансовую и политическую поддержку.

Кругом подвох

Оппозиция новую Конституцию приняла в штыки, утверждая, что многие поправки имеют двойное дно, что в действительности они увеличивают и без того значительные права главы государства, хотя именно в старом варианте президент обладал практически неограниченными властными полномочиями. Право ратифицировать международные соглашения о границах, по мнению оппозиции, предоставлено парламенту для того, чтобы по-быстрому, без проведения референдума, урегулировать конфликт с Азербайджаном из-за Карабаха и, разумеется, в ущерб интересам Армении.

Даже положение о двойном гражданстве подверглось критике. Противники изменения Основного закона страны боятся, что представители диаспоры, обретая вместе с гражданством право голоса, получают слишком большое влияние на дела Армении.

Власти попытались развеять эти сомнения и провели разъяснительную кампанию, убеждая население, что никакого подвоха в поправках нет. Представители европейских стран, США, международных организаций, включая Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ), также призвали население проголосовать за изменения в Конституции.

Оппозиция отказалась принять участие в разработке конституционной реформы. Основные оппозиционные силы - блок "Справедливость" во главе с Народной партией Армении и "Национальным единением", а также партия "Республика" - выступили за бойкот референдума, подчеркивая, что таким образом народ выразит свое недоверие власти. Кроме того, оппозиция отозвала своих представителей из всех территориальных избирательных комиссий и пригрозила "революцией по телефонному звонку". Когда же референдум все же состоялся, оппозиционные партии обвинили власти в многочисленных нарушениях, приписках, массовом вбросе бюллетеней, запрещенной агитации, а также насилии над наблюдателями. "Оппозиция не признает результатов референдума", - заявил секретарь парламентской фракции оппозиционного блока "Справедливость" Виктор Даллакян.

По данным Общественного центра информации, созданного силами 26 оппозиционных партий с целью наблюдения за ходом голосования, 84,7% избирателей Армении не приняли участия в референдуме, а в поддержку поправок высказались лишь 15,3%.

Не совершенство, но сгодится

"В Армении невозможно провести выборы, которые бы полностью соответствовали международным стандартам", - считает вице-спикер парламента Тигран Торосян, но зафиксированные в ходе референдума нарушения, по его мнению, не могли оказать существенного влияния на объявленные результаты.

С этим выводом вполне согласны наблюдатели, представлявшие 10 политических партий и 24 общественные организации Армении, а также 14 членов совместной делегации ПАСЕ и Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, считающих, что референдум в целом "отразил свободную волю проголосовавших" и соответствовал международным стандартам. А по мнению лорда Джона Томлинсона, члена миссии ПАСЕ от Великобритании, цифры, представленные Центризбиркомом Армении, конечно же, не соответствуют действительности, но в любом случае за принятие поправок проголосовали более необходимых по закону 760 тысяч избирателей.

Ереван

Основные изменения в Конституции Армении

Президент назначает премьер-министра в соответствии с распределением депутатских мест в парламенте и после консультаций с депутатскими фракциями. Премьер-министр должен пользоваться доверием большинства депутатов.

Президент представляет парламенту на утверждение кандидатуры генерального прокурора, председателя Центрального банка и председателя Контрольной палаты.

По предложению Совета правосудия президент назначает председателей и судей Кассационного суда и его палат, председателей Апелляционного суда, судов первой инстанции и специализированных судов, прекращает их полномочия, дает согласие на их привлечение в качестве обвиняемых, арест или возбуждение в их отношении вопроса о привлечении к административной ответственности в судебном порядке.

Президент может привлекаться к ответственности после завершения своих полномочий за действия, не связанные с его статусом.

Президент назначает четырех членов Kонституционного суда, еще пятерых, включая председателя, назначает Национальное собрание.

Вводится институт независимого защитника прав человека, которого избирает парламент.

Расширен круг тех, кто может обращаться в Конституционный суд. Теперь таким правом обладают и рядовые граждане.

Марзпеты (губернаторы) назначаются и освобождаются постановлением правительства.