Братья по разуму

Международный бизнес
Москва, 05.12.2005
«Эксперт» №46 (492)
Средний бизнес на Украине полон оптимизма. Резонов для этого как минимум три: конкурентоспособность продукции, рост внутреннего спроса и наличие под боком огромного рынка России и СНГ

Еще недавно тихий, полупровинциальный Киев сегодня становится похож на Москву начала 2000-х. Автомобилисты привыкают к пробкам, пешеходы - к стуку молотков и визгу дрелей, раздающимся из-за фасадов, журналисты деловых СМИ - к неимоверной скорости, с которой бизнесмены перемещаются в пространстве между Киевом, Токио, Нью-Йорком, Москвой, Парижем и каким-нибудь Тернополем-Липецком. Никого не застать на месте, планы все время меняются. Один - из уважения к московскому журналу - откладывает вылет на сутки, другой назначает встречу на раннее утро, перед рейсом, третий - на поздний вечер, с четвертым удается поговорить лишь по телефону.

"Больше всего меня волнует закон, принятый этим летом Государственной думой..." "Конкуренция? Какая конкуренция! Российский рынок - это как... люди ушли в лес и не вернулись. Кто знает, где эти конкуренты?" "Мне одной Москвы и Московской области хватило бы - по населению это почти Украина..." "Мы планируем увеличить поставки в Россию в три с половиной раза..."

Вписаться в мировые тренды и осваивать параллельно с украинским рынки России и других соседних стран - ключевые стратегии ведущих украинских компаний, представителей среднего бизнеса. Оборот в несколько десятков или сотен миллионов долларов и ежегодный рост, измеряемый десятками и сотнями процентов, - вот общие черты этих компаний. Поэтому к их амбициям следует отнестись серьезно. Это реальная сила в экономике Украины.

Бурный рост среднего бизнеса не объясняется одной лишь благоприятной конъюнктурой. Конъюнктура везде разная. Некоторые рынки предвкушают еще долгий период роста, например автомобильный или рынок IT-электроники. Некоторые близки к насыщению, как кондитерский. А некоторые, наоборот, толком не раскручены, как рынок алкоголя, прозябающий под теневиками. Рост украинских средних компаний при ближайшем рассмотрении обусловлен их стратегической зрелостью. Это и позволяет сегодня даже относительно небольшим игрокам включать в сферу своих интересов максимально широкое рыночное пространство.

В чем проявляется зрелость? Прежде всего - в ясном позиционировании себя как производителей продукции мирового качества. "Мы хотим стать украинским 'Нестле', - заявляет Вячеслав Москалевский, гендиректор компании 'Рошен', выпускающей кондитерские изделия. - То есть мы хотим остаться в массовом сегменте, но поднять его уровень". Сегодня уже не актуально, как это было в конце 90-х, везти с Украины в ту же Россию невнятный товар, единственное конкурентное преимущество которого перед местным аналогом - низкая себестоимость из-за отсутствия на Украине ввозных пошлин на сырье и комплектующие. Более того, если уж говорить о себестоимости, то из-за ухудшившейся в последнее время топливно-энергетической конъюнктуры, а также из-за китайской экспансии украинцы вынуждены исключить ценовую конкуренцию из своих стратегических приоритетов. В общем, они предлагают рынку качественный и не самый дешевый товар.

Спрашивается, кому они нужны с этим товаром? И здесь видна еще одна черта зрелого

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (492) 5 декабря 2005
    Экология
    Содержание:
    "Зеленые", учите китайский!

    Редакционная статья

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Политика
    Реклама