После толлинга. После биржи

Алюминиевая отрасль России больше не будет сырьевым придатком западной экономики: инновационное и технологическое лидерство - одно из ключевых положений уже реализуемой стратегии развития "Русала"

Пять-шесть лет назад мы стали свидетелями захватывающего действа, которым завершился передел в алюминиевой отрасли, - появления "Русского алюминия" в результате слияния активов Олега Дерипаски и ныне уже вышедшего из бизнеса Романа Абрамовича. Темпы тех событий и последующих нескольких лет жизни и развития "Русала" были настолько высоки, что казались даже нереальными. От советских заводов, затравленных международными посредниками вроде TWG, до третьей по размеру в мире алюминиевой корпорации компания выросла за пару-тройку лет. Но где-то с 2003 года стало появляться ощущение, что "Русал" набранные темпы теряет.

Вместо отчета о корпоративных достижений сводки новостей из компании стали представлять собой плохо связанные друг с другом факты о неких манипуляциях на энергетическом рынке и в ходе энергореформы, вереницу сообщений об участии компании в тендерах на мировом рынке и операциях с собственными активами с не очень понятной логикой. При этом самыми значительными событиями в жизни "Русала" стали приобретение в 2005 году 20% акций глиноземного Queensland Alumina в Австралии и продажа в 2004 году своих, крупнейших в России, заводов по обработке алюминия в Самаре и Белой Калитве американской Alcoa. После этого ситуация для внешнего наблюдателя окончательно запуталась: были эти события следствием реализации стратегии компании-победителя или же признанием сырьевого характера бизнеса "Русала"?

Ответить на все эти вопросы удалось только сейчас, после беседы с генеральным директором "Русала" Александром Булыгиным. Кажущееся замедление темпов развития алюминиевой корпорации объясняется просто. "Русал" сосредоточился на малособытийных аспектах бизнеса - полноценном вовлечении в разделение труда на мировом рынке алюминия, означающем в том числе сближение с конечными потребителями, и трансформации своих естественных преимуществ в конкурентные. Среди прочего это подразумевает конкуренцию и лидерство по технологическим, инновационным и экологическим направлениям. То есть то, что отличает настоящих лидеров мирового рынка от обычных экспортеров сырья.

Теперь мы знаем, кто наш потребитель

- Года три мы безуспешно пытались понять основные принципы стратегии "Русала". До последнего времени компания уклонялась от их публичного постулирования. Вы готовы раскрыть секреты?

- На самом деле никаких секретов нет, и сейчас вы убедитесь в этом.

Давайте начнем с мировой практики. Мировой алюминиевый рынок состоит, по большому счету, из компаний трех типов. Тип компании определяется ее специализацией, а специализация - стратегией. Есть компании, которые останавливаются на первых этапах передела. У них есть добыча сырья, то есть бокситов, часто из бокситов они еще производят и глинозем. По сути, это добывающие компании, помимо бокситов они еще занимаются добычей медного концентрата, угля, железной руды. Типичные и всем известные примеры таких компаний - BHP Billiton, Rio Tinto.

Второй тип компаний - это вертикально интегрированные алюминиевые холдинги, которые занимаются все

Новости партнеров

«Эксперт»
№47 (493) 12 декабря 2005
Выборы
Содержание:
Шоу Рогозина

Редакционная статья

Обзор почты
Международный бизнес
Рейтинг
Русский бизнес
Реклама