IPO

Маркетинг на вырост

Лев Никитин
12 декабря 2005, 00:00

Основанное ирландцем российское маркетинговое агентство IMS Group провело IPO в Лондоне. Компанию с прошлогодним оборотом в 21 млн долларов инвесторы оценили почти в 100 млн

Шестого декабря агентство International Marketing & Sales Group Plc (IMS Group), один из лидеров российского рынка маркетинговых услуг, завершило первичное размещение акций на AIM - альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи для небольших компаний. IMS Group зарегистрирована в Ирландии. Организатором выпуска выступило отделение крупного канадского банка Canaccord Capital. За 26,4% акций компании удалось выручить 26,3 млн долларов. Таким образом, общая капитализация IMS Group составила почти 100 млн долларов. Для рекламной компании, работающей исключительно на рынке России и стран СНГ, это очень удачное размещение.

Культурный обмен

Основатель и президент IMS Group ирландец Грег Тейн работает в России уже более 12 лет. Еще в 1993 году он основал одно из первых в России исследовательских агентств RMRC, которое в 1998 году было продано российскому представительству европейской маркетинговой компании GfK Group. Но к тому времени у Тейна уже был новый бизнес: поняв перспективы российского рынка, он решил основать российскую компанию, сконцентрированную на предоставлении высококачественных маркетинговых услуг. Как рассказал "Эксперту" г-н Тейн, первыми клиентами IMS стали российские подразделения мультинациональных компаний: Mars, PepsoCo, Procter & Gamble. Тогда в России существовал колоссальный неудовлетворенный спрос на качественные маркетинговые услуги, отвечающие западным стандартам. "Западные производители товаров массового спроса уже оценили перспективы российского рынка, а вот их традиционные маркетинговые партнеры в России еще не освоились. Многие из заказов тогда достались нам, и сотрудничество продолжается по сей день", - вспоминает г-н Тейн.

Сегодня IMS Group чувствует себя на российском рынке достаточно уверенно. Работа с территориально распределенными клиентами заставила компанию развить сеть региональных представительств и открыть офисы почти во всех городах-миллионниках. В 2004 году в IMS была проведена реструктуризация: девять ключевых направлений - от мерчандайзинга до маркетинговых исследований - выделились в отдельные компании с обособленным бюджетом и менеджментом. Как рассказывают в IMS Group, после реструктуризации за счет роста мотивации управляющих общая прибыль компании возросла в 3,5 раза.

Однако клиенты IMS Group оценивают качество услуг компании неоднозначно. Как рассказали "Эксперту" в компаниях-клиентах, IMS действительно сильна в BTL-маркетинге (below-the-line-marketing - акции в местах продаж, праздники, промо-мероприятия и другая "развлекуха") и способна быстро мобилизовать большие ресурсы для проведения масштабных рекламных акций. Вместе с тем многие из наших собеседников склоняются к мнению, что гибкость в работе с клиентами и креативность - не самое сильное место IMS Group, эти аспекты требуют незамедлительного улучшения. Да и региональная сеть - одно из главных преимуществ IMS Group - на поверку оказалась не такой большой, как заявляли в компании, сообщил "Эксперту" один из заказчиков. Но в Лондоне об этом речь не шла.

Индия, PR и ремонт

Своей приоритетной задачей руководители IMS Group считают расширение бизнеса и улучшение финансовых показателей. Вырученные в ходе IPO деньги компания планирует направить на интернационализацию бизнеса. Как рассказал "Эксперту" старший экономист IMS Group Александр Уточкин, "приоритетные страны - это Венгрия, Индия и Турция; маркетинговые услуги в этих странах также бурно растут. Еще одно направление развития - выход на рынок PR-услуг и интернет-маркетинга". По словам Грега Тейна, сейчас в этих сегментах есть существенный потенциал роста, а уровень конкуренции не так высок. Еще часть средств планируется направить на улучшение условий труда более чем 400 сотрудников, в том числе на техническое переоснащение полевого персонала и ремонт офиса.

Планы г-на Тейна вряд ли можно счесть полноценной стратегией. Но это не смутило инвесторов. Как считает аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Иван Кабулаев, "IMS разместилась хорошо - были удовлетворены все заявки на покупку акций, а итоговая цена акций вошла в первоначальный коридор. При этом IMS разместилась довольно дорого - показатель P/E (рыночная капитализация по отношению к годовой прибыли) по итогам 2004 года составляет 74, а P/S (рыночная капитализация по отношению к выручке) превышает 4,7". Немалую роль в успехе IMS сыграло и формально ирландское происхождение компании.

Пример IMS Group и недавнее успешное размещение Rambler - явные свидетельства того, что интерес западных инвесторов к российским компаниям, особенно занятым в сфере услуг и новых технологий, чрезвычайно высок. Покупателей их акций прельщают очень высокие темпы роста, на развитых рынках таких темпов достичь очень трудно. Отечественным компаниям самое время капитализировать ожидания роста.