Многоразовый "Клипер"

Наука и технологии
Москва, 12.12.2005
«Эксперт» №47 (493)

В прошедший вторник официальный представитель Европейского космического агентства (ЕКА) Франко Боначино заявил, что ЕКА не предполагает участия в проекте "Клипер". Заявление последовало после двухдневного заседания глав национальных космических агентств из 17 европейских стран и Канады, на котором обсуждался почти 9-миллиардный бюджет.

Именно такую сумму европейцы собираются потратить в ближайшие три года "на развитие в первую очередь программ ЕКА". Поэтому в ближайшие два года решение "о поддержке и финансировании проекта создания многоразового космического корабля 'Клипер' не может быть принято".

Почему российские СМИ пытались сделать из этого сообщения сенсацию, заявляя, что "европейцы отказываются сотрудничать с Россией по проекту 'Клипер'", не очень понятно. Ведь у российского Федерального космического агентства и ЕКА, кроме некоего протокола о совместных действиях, ничего и не было. При обсуждении бюджета ЕКА проект даже не ставился на повестку дня, и вопрос о "Клипере" был поднят только на пресс-конференции. Между тем Франко Боначино сказал, что "в ближайшие недели ожидает продвижения в этом направлении". Похоже, эти слова не просто политесный реверанс. По крайней мере, на это надеется руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов. "Никакого спада интереса Европейского космического агентства к нашим проектам нет" - сказал он.

"Клипер" - самый продвинутый в мире проект легкого космического челнока, но "в железе" его пока нет. "Клипер" часто сравнивают с американским шатлом или с советским "Бураном". Но "Буран" стартовой массой около 105 тонн, рассчитанный на 20-25 полетов и управляемый экипажем из четырех человек (еще можно взять шесть пассажиров), мог выносить на околоземную орбиту до 30 тонн грузов и находиться в автономном полете в космосе почти месяц. Пятнадцатитонный "Клипер", рассчитанный на шесть человек и 700 кг груза, будет летать в околоземном пространстве около десяти дней. Функционально "Клипер" ближе к российскому же "Союзу". Преимущества небольшого космического челнока очевидны: он способен совершать маневры на орбите и может быть использован как средство оперативной доставки людей (в случае необходимости - экстренной эвакуации) и грузов на международную космическую станцию.

В "Клипере" европейских специалистов привлекают технологии, уже отработанные для "Союзов" и "Бурана", например гибкие теплозащитные материалы. В особо теплонапряженных зонах, где температура достигает 1500-1600 градусов, в "Клипере" будет использован композиционный материал типа углерод-углерод, а менее нагреваемые поверхности (до 1300 градусов) закроют плитками, изготовленными на основе волокон кварца. Важно и то, говорит заместитель генерального конструктора РКК "Энергия" Валерий Рюмин, что стоимость разработки будет в десять раз дешевле американского аналога.

Новости партнеров

«Эксперт»
№47 (493) 12 декабря 2005
Выборы
Содержание:
Шоу Рогозина

Редакционная статья

Обзор почты
Международный бизнес
Рейтинг
Русский бизнес
Реклама