Страна идеалистов и параноиков

Культура
Москва, 12.12.2005
«Эксперт» №47 (493)

Лучшие работы Вима Вендерса - это интеллектуально-эстетские роуд-муви, герои которых, пребывая в постоянном движении, конкретной цели, как правило, не достигают, зато в финале неизменно постигают нечто жизненно важное. Персонажи "Земли изобилия" (предпоследнего фильма Вендерса, только что вышедшего в российский прокат) - Пол, контуженный во Вьетнаме солдат, который начинил свою машину самодельными приборами слежения и готов разглядеть взрывчатку даже в дорожной пыли, и Лана, молодая идеалистка, после долгой отлучки вернувшаяся домой, чтобы помогать беднякам, - тоже бесконечно куда-то едут.

Собственно, объединяет их желание раскрыть убийство мусульманина-эмигранта, но это, как всегда у Вендерса, лишь повод. Основная миссия героев - исследование. Вот только объектом изучения в "Земле изобилия" становятся не чувства и жизненные принципы персонажей, а страна. Ясное дело, самая противоречивая страна на свете - Америка.

Немец Вендерс любит Штаты давно и преданно. Восхищается американскими идеалами, культурой, природой, даже флагом, который ярким пятном регулярно мелькает в его фильмах. И вот, сочтя, что после переезда в США он знает эту страну как облупленную, Вендерс решился показать Америку с теневой, шокирующей стороны.

Однако ничего ошеломляюще нового "Земля изобилия" не сообщает. Паранойя, нищета и прикрытый политкорректностью расизм, процветающие в Новом Свете, европейцев не удивят и жалость к искалеченной нации у них не вызовут. Чего жалеть или изумляться, если жители Старого Света точно такие же. Просто Европа, болея той же болезнью, до критической стадии дойти пока не успела.

Стремясь объединить публицистику, которая своей злободневностью выбивала бы у зрителя почву из-под ног, и высокохудожественное кино, в котором вертикали небоскребов контрастировали бы с горизонталями равнин, Вендерс явно разрывался на части. И на "Земле изобилия" это не могло не сказаться: фильм получился резковатым, однотонным и колючим. Как тот ветер, что делает и городские улицы, и пригородные пустыри на удивление неприветливыми. Смягчает и оживляет картину только лиричный саундтрек, но и он панацеей не становится.

"Земля изобилия" могла бы стать еще одним печальным подтверждением тезиса, что из хедлайнеров кинематографа Вендерс за последнее десятилетие превратился в падшего классика. Однако сразу же вслед за этим фильмом знаменитый режиссер снял "Входите без стука" - драму об актере вестернов, которая по непонятной прихоти прокатчиков появилась в наших кинотеатрах до "Земли". Здесь Вендерс не ставит Америке диагноз - она у него опять в почете. Диагноз он снова ставит одиноким, запутавшимся людям. И это не может не обнадеживать.

Новости партнеров

«Эксперт»
№47 (493) 12 декабря 2005
Выборы
Содержание:
Шоу Рогозина

Редакционная статья

Обзор почты
Международный бизнес
Рейтинг
Русский бизнес
Реклама