Естественный отбор

19 декабря 2005, 00:00

Исследование, проведенное "Эксперт РА", показало, что 84% рынка ОСАГО держат надежные страховщики. Более того, в следующем году с рынка уйдет значительное число компаний, чьи надежность и финансовая устойчивость вызывают сомнения

Кризиса на рынке ОСАГО нет, но существует ряд проблем, которые могут дестабилизировать этот рынок в будущем, и их надо решать всему страховому сообществу. Таким был лейтмотив состоявшейся в начале декабря Второй ежегодной конференции "ОСАГО: проблемы, результаты, прогнозы". Темами обсуждения стали: порядок урегулирования убытков, агентские вознаграждения, тарифы, информатизация компаний. Обсуждалась и новая наметившаяся проблема - платежеспособность компаний. На рынке ОСАГО работает более полутора сотен страховщиков, очень разнящихся как по масштабам деятельности, так и по надежности. Участившиеся случаи банкротств подрывают репутацию всех участников рынка в глазах потенциальных клиентов, которые в первую очередь и страдают от недобросовестных страховщиков.

Что ждет рынок ОСАГО и сколько компаний может покинуть его? Проведенное "Эксперт РА" исследование должно ответить на эти вопросы и заполнить информационный вакуум в сфере анализа финансового состояния страховых компаний на рынке ОСАГО.

По правилам государства

Само введение Закона об ОСАГО многие страховщики восприняли как подарок государства, который позволит не только подстегнуть развитие страхового рынка, но и быстро нарастить обороты деятельности. Сразу же последовал и другой приятный сюрприз - лицензии на осуществление данного вида страхования выдавались довольно свободно, поэтому появилось огромное количество страховщиков, пытающихся поделить ОСАГО. Но время показало, что на рынок были допущены компании, неспособные качественно осуществлять страхование автогражданки. Последствия в полной мере ощутили более 200 тысяч автовладельцев, чьи страховые компании лишились лицензии, не справившись с реалиями рынка.

Когда была введена автогражданка, только ленивый не рассуждал о мнимых сверхприбылях страховщиков, примитивно сопоставляя объем взносов и выплат. Но все действия страховщиков по ОСАГО жестко регламентированы, и по закону они просто не могут получить значительной прибыли, да еще и ограничены в расходах. Да, поначалу, когда поток выплат был незначительным, ничто не предвещало проблем, но с ростом выплат некоторые страховщики перестали справляться со своими обязанностями. Результат - сначала приостановка, а затем и отзыв лицензии. А главными пострадавшими опять оказались автовладельцы.

Ушедшие с рынка страховщики, по большому счету, ничего не потеряли, они-то свои деньги заработали. А платить за них фактически будут крупные и надежные компании, отчисления которых в фонд выплат РСА и идут на выплаты в подобных случаях. Естественно, такое положение дел не устраивает надежных страховщиков - никто не хочет платить за чужие ошибки, поэтому проблема платежеспособности больше всего волнует именно крупные компании. И, несмотря на то, что лидеры по ОСАГО уже определились, основным игроком на этом рынке остается государство и именно от законодательных решений зависит дальнейшая судьба обязательной автогражданки в России.

Кто следующий?

Очевидно, что "исход" компаний с рынка ОСАГО только начался. При этом не следует драматизировать ситуацию - это нормальное оздоровление рынка, очищение его от недобросовестных и ненадежных компаний. Подобные игроки должны покинуть поле, и чем скорее это произойдет, тем будет лучше, прежде всего для страхователей.

Исследование "Эксперт РА" показало, что рынок ОСАГО держат надежные страховщики (см. график 1). Однако есть компании, для которых вероятность ухода с рынка довольно высока: в зоне риска находятся как минимум 30 страховщиков, занимающихся ОСАГО. Они, по нашим прогнозам, уже в 2006 году испытают трудности, которые не позволят им продолжать деятельность в этом секторе.

Но много это или мало? Если ориентироваться на число компаний в целом - существенно. Однако если посмотреть на долю рынка, занятую проблемными компаниями, то ситуация уже не представляется драматической. По оценкам "Эксперт РА", на страховщиков с низким уровнем надежности приходится всего 1,6% рынка ОСАГО. В основном это небольшие компании со значительными факторами риска. При этом прогнозируемый объем обязательств по ОСАГО для них составит не более 350 млн рублей, что не является критическим показателем для фонда выплат РСА.

Составлять какой-то усредненный образ ненадежного страховщика дело в общем-то бесперспективное: слишком разнятся подобные компании. Но если посмотреть на тех, кто уже лишился лицензии, то можно выявить несколько тенденций, которые, впрочем, не всегда напрямую связаны с ОСАГО. Так, кто-то пострадал из-за "схемной" деятельности. Некоторых подвела неграмотная тарифная политика в других видах страхования. Есть и такие, кто просто хотел заработать на ОСАГО "быстрых" денег, не задумываясь о клиентах. Словом, факторов риска много. И если не главным, то одним из основных является убыточность ОСАГО. Не стоит забывать и о введении новых правил по размещению страховых резервов и требований к составу собственных средств страховщика, которые позволят значительно сократить число участников рынка.

Статистика знает все

Убыточность ОСАГО имеет очевидную тенденцию к росту, и пока не видно причин, по которым можно было бы прогнозировать здесь не только снижение, но даже стабилизацию. По итогам 2004 года убыточность операций ОСАГО составила 55,5%. По нашим оценкам, в 2005-м будет порядка 65-70%, и это не предел. В первую очередь убыточность будет расти из-за инфляции. При существующих темпах инфляция съедает страховой тариф приблизительно на 10% в год. Так что рано или поздно тарифы на ОСАГО будут увеличены, поскольку без их индексации убыточность под действием инфляции достигнет критических значений.

Кроме того, продолжается рост страховых выплат и количества заявленных страховых случаев, в то время как объем взносов по ОСАГО почти стабилизировался (см. график 2). Поэтому в будущем рост если и будет, то весьма незначительный (по причине высокого уровня проникновения ОСАГО).

Убыточность будет возрастать и с ростом страховой культуры населения. Еще год назад мало кто знал, за что страховая компания обязана производить выплаты, да и отношение к ОСАГО было несколько скептическим. Сейчас пострадавшие стали на порядок образованней. Как следствие - рост заявлений на выплаты по причинению вреда здоровью. В европейских странах именно они составляют львиную долю выплат по обязательному страхованию ответственности автовладельцев, в России на выплаты "по здоровью" пока приходится менее 1% совокупных выплат.

Наконец, влияет на убыточность и мошенничество в ОСАГО. С фиктивными авариями все понятно - это явление практически неискоренимо. Но на рынке появился новый вид мошенничества - черный рынок страховых полисов, которые были якобы утеряны брокерами или агентами или просто не возвращены разорившимися компаниями. Масштабы бедствия оценивает генеральный директор СЗАО "Стандарт-Резерв" Виктор Юн: "Система ОСАГО недополучает примерно 500 миллионов рублей в год. Выплаты по этим полисам при 70-процентной убыточности составляют 350 миллионов рублей ежегодно. Но это - по оптимистическим оценкам". Фактически из-под контроля страховых компаний, а значит из системы, ушло от 300 тыс. до 1 млн полисов. Зачастую такие полисы продаются и оформляются задним числом, после наступления страхового случая. "Всего потери, связанные с мошенничеством и украденными полисами, можно оценить в миллиард рублей в год", - резюмирует Виктор Юн.

Следуя очевидной логике, высокую убыточность ОСАГО компании должны компенсировать либо значительным доходом от других видов страхования, либо доходом инвестиционным. Первое подходит только для крупных универсальных компаний, где доля ОСАГО в портфеле не превышает 25-30%. Что же касается инвестиционного дохода, то примерно половина компаний, убыточность которых находится на уровне, угрожающем финансовой устойчивости, практически не получают дохода от инвестиционной деятельности.

Меньше компаний - выше надежность

Следующий год станет во многом определяющим для дальнейшего развития ОСАГО. Рост числа банкротств, как это ни парадоксально звучит, только повысит общую надежность. С рынка уйдет значительное число компаний, в основном небольшие региональные игроки, которые не могут конкурировать с федеральными страховщиками. Особенно ярко эта тенденция проявится в регионах с высокой убыточностью. Ведь крупная федеральная компания может себе позволить там работать, диверсифицируя риски за счет других регионов, а вот монорегиональные компании с высокой долей ОСАГО неизбежно будут приближаться к банкротству. Да и резервы, созданные компаниями на случай роста убыточности, у федеральных страховщиков значительно выше.

Так что в конкурентной борьбе преимущество явно на стороне крупных игроков: у них развита не только сеть продаж, но и сеть урегулирования убытков. Мелкие же компании заинтересованы лишь в продажах ОСАГО, а для урегулирования убытков они пользуются услугами других страховщиков. К тому же некоторые компании дестабилизируют рынок завышенными комиссионными.

Рынок ОСАГО в России, конечно, концентрирован - на долю десяти крупнейших компаний приходится порядка 65% совокупных взносов. И процесс концентрации продолжится. Конечно, до европейских стран, где 90% рынка поделено между четырьмя-пятью компаниями, нам пока далеко, но тенденция очевидна.

Так или иначе, в 2006 году кризис рынку не грозит, хотя без своевременных изменений законодательства (корректировки территориальных коэффициентов, индексации тарифов) реальная кризисная ситуация может сложиться уже в 2007 году.