Операция над сиамскими близнецами

Зарина Хисамова
19 декабря 2005, 00:00

Силовые структуры проверяют бизнес группы СОК. Ее позиции как основного партнера Волжского автозавода будут ослаблены, когда государство окончательно возьмет АвтоВАЗ под контроль

Офисы группы СОК посетили сотрудники МВД. По данным, появившимся в СМИ, 9 декабря были проведены проверка и выемка документов в московском офисе. Поводом послужили уголовные дела, возбужденные против бывших менеджеров АвтоВАЗа и близких к заводу структур по факту хищения денег и уклонения от уплаты налогов. Представители СОКа признают, что проверки имеют место, но утверждают, что они совершенно обычные и плановые. Что же касается московского офиса, то там, как сказал вице-президент группы Алексей Офицеров, уполномоченные структуры в последнее время вообще не были.

Несмотря на эти успокаивающие заявления, наблюдатели видят в проверках начало кампании, цель которой - ослабить или вовсе свести к нулю влияние группы на АвтоВАЗе. А поскольку на автозаводе вот-вот официально сменится власть (подробнее об этом см. "Кольцевое движение", "Эксперт" N 45 за 2005 год), то многие полагают, что инициатива проверки офисов СОКа исходит от нового хозяина тольяттинского предприятия - государства в лице ФГУП "Рособоронэкспорт".

В кольце СОКа

Группа СОК является основным партнером АвтоВАЗа. Начиная с 1997 года она получила контроль практически над всеми российскими предприятиями, которые были ориентированы на производство комплектующих для Волжского автозавода, а это сызранский "Пластик", владимирские "Автоприбор", ОСВАР и "Автосвет", Скопинский и Димитровградский автоагрегатные заводы. Сейчас СОК обеспечивает, по разным данным, от 30 до 60% поставок комплектующих. Кроме того, он крупнейший дилер вазовской продукции и контролирует продажи запчастей на вторичном рынке.

Однако слово "партнерство" не в полной мере отражает суть отношений между двумя компаниями. Периодически высокопоставленные и не очень менеджеры из одной структуры переходили работать в другую и наоборот. Много вопросов в свое время вызвало разрешение АвтоВАЗа собирать "четверки", "шестерки" и "восьмерки" на заводах "Иж-Авто" и "Рослада", подконтрольных СОКу. В принципе продажа другой компании права на выпуск снятой с производства модели - обычная мировая практика. Однако продавать такую модель можно только там, где она не будет составлять конкуренцию новинкам, например, в какой-то отдельно взятой стране. В данном же случае соковские "четверки", "шестерки" и "восьмерки" - прямая альтернатива вазовским "пятеркам" и "десяткам". Что еще более интересно, реализуются все эти машины через одну дилерскую сеть.

Эти да и многие другие факты породили разговоры, что СОК был основан менеджерами АвтоВАЗа, хотя в тех данных, что раскрывают сами компании, никаких указаний на общих владельцев нет. Тем не менее Фонд перспективных исследований и инициатив, опубликовавший сборник "Крупный российский бизнес-2003", назвал обе структуры одним конгломератом с общим руководящим составом.

Очень похоже на то, что конечной целью СОКа, с конца 90-х шаг за шагом сжимавшего вокруг АвтоВАЗа кольцо своих поставщиков, дилеров и менеджеров, был контроль над автозаводом. По некоторым данным, группа была очень близка к достижению цели. Однако месяц назад стало понятно, что АвтоВАЗ станет государственным.

Как жить без СОКа

Скорее всего новый хозяин АвтоВАЗа - "Рособоронэкспорт" - не захочет мириться с наличием структуры, практически полностью контролирующей контакты завода с внешним миром и оказывающей большое влияние на развитие предприятия. "АвтоВАЗ приобретает комплектующие по неоптимальным ценам, - утверждает Тимур Хубаев, директор по развитию компании 'Объединенные консультанты ФДП'. - Кроме того, присутствие СОКа на АвтоВАЗе во многом сдерживало техническое развитие последнего: ментально близкие СОКу граждане в департаменте развития привязывали перспективы развития модельного ряда к техническим возможностям группы. Например, очевидно, что на вазовских автомобилях должны стоять десятидюймовые вакуумные усилители тормозов. Однако там стоят восьми- и девятидюймовые, потому что именно такие производятся на предприятиях СОКа". Не стоит забывать, что именно СОК контролирует продажи выпускаемых на АвтоВАЗе запчастей для вторичного рынка, а это один из самых привлекательных секторов авторынка. Доходность в нем может быть в полтора-два раза выше, чем в производстве самих автомобилей.

Однако расстаться с СОКом АвтоВАЗу будет не так-то просто. "Группа поставляет огромное количество самых разных автокомпонентов для АвтоВАЗа. В принципе их производство можно наладить на других российских предприятиях, но это требует вложений. Тратить деньги на выпуск комплектующих для недавно разработанной модели, возможно, оправданно. В случае с моделью, которая года три всего протянет, вряд ли", - считает Гайрат Салимов, аналитик "Тройки-Диалог". Тимур Хубаев наиболее вероятным стратегическим партнером для АвтоВАЗа в случае развода с СОКом считает концерт ПВО "Алмаз-Антей", который тоже подконтролен "Рособоронэкспорту". На его предприятиях, расположенных в Ульяновской и Нижегородской областях, можно разместить производство самых разнообразных компонентов. Не исключен и вариант работы с иностранцами - с такими компаниями, как Vestion, Magnetti Morelli, - централизованными поставщиками международных концернов. По мнению г-на Хубаева, себестоимость компонентов у зарубежных производителей в несколько раз ниже, чем у российских, так что в принципе АвтоВАЗ может сменить производителей комплектующих без значительного повышения себестоимости готового автомобиля.

Государственному АвтоВАЗу очень удобно было бы постепенно расставаться с СОКом, подыскивая себе других поставщиков. Но такое развитие сюжета маловероятно. "Вряд ли СОК согласится с тем, что АвтоВАЗ откажется покупать у него одни комплектующие и продолжит приобретать другие", - считает Гайрат Салимов. У СОКа есть разные варианты действий: от серьезного повышения цен на остальные компоненты до отказа поставлять нужные детали. А враз прекратить сотрудничество с СОКом для АвтоВАЗа слишком рискованно: масштабные изменения в работе с поставщиками чреваты сбоями в работе завода. "Стоит помнить о такой тонкой вещи, как точка безубыточности. Достаточно тормознуть завод на полтора-два месяца, чтобы он начал очень неуверенно работать, а то и вовсе встать", - говорит Тимур Хубаев.

Поэтому наиболее вероятный вариант развития событий - "Рособоронэкспорт" не будет проводить опасную операцию по разделению сиамских близнецов, а постарается перехватить у СОКа контроль над заводами, которые выпускают комплектующие для АвтоВАЗа. Кстати, в прессе уже появились сообщения о переговорах между "Рособоронэкспортом" и СОКом, тема которых - купля-продажа производителей автокомпонентов. В "Рособоронэкспорте" эту информацию не подтвердили, но и не опровергли.