Поезд ушел

Общество
Москва, 19.12.2005
Бурное развитие СМИ в России привело к индустриальному кадровому кризису

Дискуссия, столь бурно начавшаяся статьей "Факультет ненужных вещей" в понедельник прошлой недели (см. "Эксперт" N 47), уже к четвергу практически прекратилась. Так бывает всегда, когда речь заходит о журналистском образовании: пара речевок, пара оскорбительных выпадов, пара толковых предложений. И все. Точка. До скорых встреч в эфире, до следующей стычки.

Чем больше наблюдаешь пикировку, случившуюся на форуме "Эксперта", тем больше нарастает ощущение бессмысленности затеянного разговора. Что мы узнали нового о журналистском образовании? Что оно никуда не годится? Что журфак МГУ - мажорная помойка? Что еще?

Есть ли тема для разговора?

Конечно же, тема есть, да еще какая. Если абстрагироваться от тональности высказываний автора, то, собственно, речь идет о следующем: бурно развивающаяся индустрия СМИ испытывает все нарастающий кадровый голод. Этот голод не могут удовлетворить ни факультеты журналистики, число котоpых умножилось за последние годы невероятно, ни волонтеры, специального образования не имеющие. А факультет журналистики МГУ вообще выпускает никуда не годных специалистов. Решительно ни на что не годных. Такова примерно концепция статьи, основной ее замысел.

Как всегда, все дело в более или менее верно расставленных акцентах. А они выстроятся хоть в какой-то логический ряд, если назвать несколько цифр.

Итак, в России только за девять месяцев этого года (на 1 октября) было зарегистрировано 2430 средств массовой информации. Из них 1657 печатных и 773 электронных. Возьмите количество новых СМИ и умножьте их на скромную цифру - 10. Вы получите примерную потребность новых игроков в журналистских кадрах - 24 300 человек. Еще примерно столько же понадобится менеджеров: директор, бухгалтер, коммерческий директор, менеджеры по продажам рекламы - куда без них? Не хотите умножать на 10, вам кажется эта цифра завышенной (заниженной) - умножьте на любую, которую вы считаете реальной. Все равно этого будет достаточно, чтобы понять состояние рынка труда в индустрии СМИ. Для справки: за год все факультеты журналистики страны выпускают едва две тысячи человек.

Еще цифры: по состоянию опять-таки на 1 октября 2005 года всего в Российской Федерации зарегистрировано 62 971 средство массовой информации. Из них 50 621 печатное и 12 350 электронных. Да, конечно, не все выходят в свет. Но выходит все больше. Россия сегодня охвачена СМИ-лихорадкой. К этому подстегивает целый ряд факторов - от предстоящего политического сезона 2007/08 года до банального желания подзаработать на рынке рекламы, растущем ежегодно более чем на 30% (данные Ассоциации коммуникационных агентств России).

Близок ли рынок СМИ к насыщению по количественным параметрам? Вряд ли, все только начинается. Вот еще несколько фактов: в этом году проведено десять конкурсов на получение права на наземное эфирное телерадиовещание. На участие в них было представлено 1040 заявлений. Победителями стали только 147 участников. Из них на осуществление радиовещания - 104, на осуществление телевизионного вещан

Новости партнеров

«Эксперт»
№48 (494) 19 декабря 2005
Рынок недвижимости
Содержание:
Чья это "плаза"?

Редакционная статья

Международный бизнес
Экономика и финансы
Наука и технологии
Общество
Русский бизнес
Наука и технологии
Реклама