Много шуму из-за "Пятерочки"

Русский бизнес
Москва, 19.12.2005
«Эксперт» №48 (494)
Котировки GDR крупнейшей российской розничной сети претерпели беспрецедентное падение из-за того, что рынок оказался излишне эмоциональным, а менеджеры компании не умеют с ним разговаривать

За один день 9 декабря котировки розничной сети "Пятерочка" рухнули на 34,5% - с 24,5 до 15,1 доллара за акцию. В результате капитализация компании снизилась на миллиард - с 3,4 млрд до 2,4-2,5 млрд долларов. Причиной стало объявление о пересмотре прогнозов по выручке 2005 года, сделанное "Пятерочкой": недовыполнение плана продаж здесь оценили в 15-16%, предоставив выводить абсолютные цифры аналитикам. Подсчеты показали, что вместо прогнозных 1,595 млрд долларов выручка сети составит 1,3-1,35 млрд.

Аналитики разводили руками. Они не могли припомнить случая, чтобы акции компании российского потребительского сектора "обвалились" в один момент, и не находили объяснений, почему сама "Пятерочка" столь существенно пересмотрела в сторону понижения оценки своей выручки. Правда, еще в сентябре, когда были опубликованы итоги деятельности компании за полгода, наблюдатели насторожились - не похоже было, что "Пятерочка" выполнит свои планы. Но менеджмент сети тогда успокоил рынок, заявив, что за второе полугодие компания наверстает в росте.

"Мы были обескуражены столь ощутимым пересмотром прогнозов на 2005 год - понижение выручки на 250-300 миллионов долларов. Сложившаяся ситуация ставит под сомнение эффективность системы управленческой отчетности, достоверность предоставляемых руководством данных, а также способность топ-менеджмента своевременно выявлять, анализировать и решать проблемы операционного характера", - говорится в отчете ИК "Ренессанс-Капитал", который появился сразу же после событий 9 декабря.

Оправившись от шока

Впрочем, через несколько дней аналитики сменили гнев на милость. Справедливая цена, определенная ими, составила 21-23 доллара за акцию. Таким образом, резерв роста от точки минимума оказался достаточно велик, чтобы дать рекомендацию "покупать". В докладе ФК "Уралсиб", составленном по следам событий, отмечается: "Реакция рынка понятна, но, пожалуй, чересчур эмоциональна". Это прозвучало после того, как компания официально заявила: значительную часть прироста выручки в 2005 году "Пятерочка" планировала получить за счет поглощения магазинов других сетей, что принесло бы в ее оборот еще 150-200 млн долларов. Но по разным причинам намеченные поглощения передвинулись с сентября на декабрь. Компания при этом обещает продолжить сделки по поглощению и в 2006 году и полагает, что недобор по продажам текущего года поможет увеличить продажи в будущем.

Аналитики, оправившись от первого шока, поняли, что, оценивая перспективы "Пятерочки" в долговременном плане, не так уж и ошибались. Как сказал "Эксперту" Алексей Языков из компании "Атон", он всегда считал, что управление в "Пятерочке" лучше, чем во многих других сетях. По его мнению, менеджмент компании не стремится сразу охватить все сегменты рынка, а последовательно развивает один формат; в компании выстроена стандартизованная система бизнес-процессов; хорошо развита логистика - все это создает прочную основу для эффективного органического роста.

И действительно, как явствует из разъяснений менед

Новости партнеров

«Эксперт»
№48 (494) 19 декабря 2005
Рынок недвижимости
Содержание:
Чья это "плаза"?

Редакционная статья

Международный бизнес
Экономика и финансы
Наука и технологии
Общество
Русский бизнес
Наука и технологии
Реклама