Много шуму из-за "Пятерочки"

Анастасия Матвеева
19 декабря 2005, 00:00

Котировки GDR крупнейшей российской розничной сети претерпели беспрецедентное падение из-за того, что рынок оказался излишне эмоциональным, а менеджеры компании не умеют с ним разговаривать

За один день 9 декабря котировки розничной сети "Пятерочка" рухнули на 34,5% - с 24,5 до 15,1 доллара за акцию. В результате капитализация компании снизилась на миллиард - с 3,4 млрд до 2,4-2,5 млрд долларов. Причиной стало объявление о пересмотре прогнозов по выручке 2005 года, сделанное "Пятерочкой": недовыполнение плана продаж здесь оценили в 15-16%, предоставив выводить абсолютные цифры аналитикам. Подсчеты показали, что вместо прогнозных 1,595 млрд долларов выручка сети составит 1,3-1,35 млрд.

Аналитики разводили руками. Они не могли припомнить случая, чтобы акции компании российского потребительского сектора "обвалились" в один момент, и не находили объяснений, почему сама "Пятерочка" столь существенно пересмотрела в сторону понижения оценки своей выручки. Правда, еще в сентябре, когда были опубликованы итоги деятельности компании за полгода, наблюдатели насторожились - не похоже было, что "Пятерочка" выполнит свои планы. Но менеджмент сети тогда успокоил рынок, заявив, что за второе полугодие компания наверстает в росте.

"Мы были обескуражены столь ощутимым пересмотром прогнозов на 2005 год - понижение выручки на 250-300 миллионов долларов. Сложившаяся ситуация ставит под сомнение эффективность системы управленческой отчетности, достоверность предоставляемых руководством данных, а также способность топ-менеджмента своевременно выявлять, анализировать и решать проблемы операционного характера", - говорится в отчете ИК "Ренессанс-Капитал", который появился сразу же после событий 9 декабря.

Оправившись от шока

Впрочем, через несколько дней аналитики сменили гнев на милость. Справедливая цена, определенная ими, составила 21-23 доллара за акцию. Таким образом, резерв роста от точки минимума оказался достаточно велик, чтобы дать рекомендацию "покупать". В докладе ФК "Уралсиб", составленном по следам событий, отмечается: "Реакция рынка понятна, но, пожалуй, чересчур эмоциональна". Это прозвучало после того, как компания официально заявила: значительную часть прироста выручки в 2005 году "Пятерочка" планировала получить за счет поглощения магазинов других сетей, что принесло бы в ее оборот еще 150-200 млн долларов. Но по разным причинам намеченные поглощения передвинулись с сентября на декабрь. Компания при этом обещает продолжить сделки по поглощению и в 2006 году и полагает, что недобор по продажам текущего года поможет увеличить продажи в будущем.

Аналитики, оправившись от первого шока, поняли, что, оценивая перспективы "Пятерочки" в долговременном плане, не так уж и ошибались. Как сказал "Эксперту" Алексей Языков из компании "Атон", он всегда считал, что управление в "Пятерочке" лучше, чем во многих других сетях. По его мнению, менеджмент компании не стремится сразу охватить все сегменты рынка, а последовательно развивает один формат; в компании выстроена стандартизованная система бизнес-процессов; хорошо развита логистика - все это создает прочную основу для эффективного органического роста.

И действительно, как явствует из разъяснений менеджеров "Пятерочки", план по открытию собственных магазинов в 2005 году будет перевыполнен - откроют на 9-12 точек больше. А непосредственно перед сдачей этого материала в номер пришло сообщение: "Пятерочка" заключила договор о покупке 14 магазинов некой компании СРТ, ранее работавшей на франчайзинговом соглашении с московской сетью "Копейка". Правда, объем продаж этих магазинов не более 20 млн долларов.

Не умалчивай

Сейчас аналитики упрекают менеджмент сети в том, что информация о факторах, принимавшихся в расчет при составлении планов роста выручки, стала доступна рынку лишь после событий 9 декабря. У инвесторов, принимавших решения по акциям "Пятерочки", не было возможности учитывать риск срыва ее переговоров о покупке других сетей. "Возможно, неразумно было включать поглощения в оценки роста продаж, тем более что рынок об этом ничего не знал", - замечают аналитики ОФГ.

Запоздало менеджмент "Пятерочки" признал, что корректировка прогнозов обусловлена и снижением посещаемости магазинов в Петербурге - за 10 месяцев 2005 года она упала на 11% по сравнению с соответствующим периодом 2004 года, а продажи по ряду позиций сократились на 5%. "Не нужно было быть провидцем, чтобы задолго до начала декабря понять, как все это повлияет на результаты года", - замечают аналитики "Уралсиба".

Эксперты объясняют трудности "Пятерочки" тем, что питерский рынок насыщен форматами цивилизованной торговли (их доля составляет 60%) и недостаточным вниманием к качеству обслуживания. В самой компании говорят, что менеджмент, сосредоточившись на планах по открытию магазинов, упустил из виду текущую работу. Правда, теперь основную свою задачу он видит в том, чтобы поднять продажи в старых точках. Для этого проводится рестайлинг (операционные показатели в уже обновленных магазинах увеличились в Москве на 10%, а в Питере - на 5%). Пересматривается ассортимент: число товарных позиций планируется увеличить с 3 до 4,5 тыс., вводятся товары более высокого класса, увеличивается доля непродовольственных товаров. В "Пятерочке" полагают, что благодаря этим мерам уже в текущем году возможно перевыполнение плана по показателю EBITDA на 12-14%.

Аналитики позитивно оценивают предложенную программу, но не считают, что "Пятерочка" в скором времени вернет себе доверие трепетного фондового рынка. Подтверждение тому - ИК "Ренессанс-Капитал" подняла справедливую цену лишь до 17 долларов за акцию. Но ущерб 9 декабря нанесен ритейлу в целом - принимая решения о вложениях в ценные бумаги компаний розничной торговли, инвесторы будут осторожничать.