- Какова ваша оценка инвестиций, которые будут сделаны в будущем году через IPO?
- Общий объем средств - это примерно шесть-семь, а в благоприятных условиях и восемь миллиардов долларов. Это базовый сценарий. Если будет принят пакет документов по упрощению IPO на внутреннем рынке, то на нем российские компании смогут привлечь еще два, а может быть, два с половиной миллиарда долларов. То есть на десятку мы в этой ситуации, скорее всего, выходим. Эта сумма не включает "Роснефть". Во-первых, "Роснефть" просто по технологии не успеет сделать IPO в 2006 году, первичное размещение предполагает много предварительных процедур. Кроме того, МЭРТ так и не определилось, будет это IPO с выпуском дополнительных акций или в чистом виде продажа от имени государства. Ну и наконец, Герман Греф говорил о размещении на Нью-Йоркской фондовой бирже. А это нереально, если учесть мнение крупнейших американских инвесторов, которые считают, что в составе "Роснефти" есть ворованный актив (имеется в виду ЮКОС. - "Эксперт").
- Смогут ли компании привлекать в наступающем году средства на таких же хороших условиях, как в уходящем?
- Условия размещения акций менее формализуемы, поэтому здесь можно говорить, пожалуй, только о том, как поведет себя рынок в 2006 году. Я думаю, он в целом будет расти. Не так активно, как в этом году, - повторение столь счастливой ситуации совершенно исключено. Поэтому условия для размещения акций чуть-чуть улучшатся, если, конечно, сохранятся цены на нефть.
- Львиная доля привлеченных на Западе средств приходится на компании с госучастием. Какова вероятность их дефолтов?
- У "Роснефти" вероятность банкротства очень высокая, но это скорее нехарактерная компания для корпораций с госучастием. Для всех других риск более низкий, но он есть. Он связан с тем, что условия заимствования на внешнем рынке позволяют привлечь большие объемы капитала, не особенно заботясь о процентных ставках. За девять месяцев 2005 года корпорации с госучастием, включая финансовые организации, разместили шестьдесят процентов российских евробондов. За одиннадцать месяцев этого года такие компании привлекли около десяти миллиардов долларов. Если в следующем году будет привлечено еще пятнадцать или двадцать миллиардов долларов на рынке евробондов, это может создать критическую массу.