Человечные покойники

23 января 2006, 00:00

В наш прокат выходит новый мультфильм Тима Бертона "Труп невесты" -- его российская премьера откладывалась несколько раз. У прокатчиков явно вызывает большие сомнения коммерческая успешность картины, даром что в Америке макабрическая история о любовных несчастьях прекрасной полуразложившейся девушки, в голове у которой живет говорящий червяк, собрала очень неплохую кассу.

Феномен Тима Бертона вообще достоин изучения: маргинальный, казалось бы, режиссер, без передышки создающий в своих фильмах один ирреальный мир за другим, уже многие годы выступает любимым enfant terrible Голливуда. Ему прощают провалы, позволяют тратить миллионы на заведомо арт-хаусные проекты, и в конце концов он с избытком возмещает все сделанные в него вложения. Бертон, изначально аниматор на "Диснее", не снимал мультфильмов с 1988 года, после "Битлджюса", а в знаменитом "Кошмаре перед Рождеством" (1993) был лишь продюсером и художником. Именно из "Кошмара" он и позаимствовал всю эстетику и технические приемы "Невесты": вновь гротескные куклы, сделанные из стали и силикона, при каждом удобном случае распевают зажигательные песни и пускаются в пляс, вновь мультфильм снят по всем законам большого кино, с феноменально изысканными проездами камеры.

И вновь Бертон налаживает связь между поту- и посюсторонним мирами. Смешной и нелепый юноша Виктор, репетируя на заброшенном кладбище свои реплики в близящемся свадебном ритуале, надевает кольцо на веточку -- которая оказывается торчащим из могилы костяным пальцем прекрасной, но, к сожалению, не очень живой девушки по имени Эмили. Два года назад она не успела выйти замуж: перед самой свадьбой ее убил жених. Ей так хочется наконец-таки вступить в семейную жизнь, что она незамедлительно утаскивает Виктора в загробный мир, где пытается свить ему уютное супружеское гнездышко. У невесты периодически вываливается глаз, вокруг пляшут развеселые покойники с синими лицами, а Виктор между тем мечтает о своей теплокровной Виктории, но при этом испытывает такое сострадание к Эмили, что и впрямь едва на ней не женится.

Тим Бертон, снимающий принципиально разные фильмы, на самом деле отличается удивительным постоянством. О чем бы он ни говорил -- о человеке, который не может ни к кому прикоснуться ("Эдвард руки-ножницы"), о самом плохом в истории мирового кино режиссере ("Эд Вуд"), о пришедшей на смену человечеству цивилизации обезьян ("Планета обезьян"), -- рассказывается-то всегда одна и та же история: о человечности нечеловеков и нечеловечности человеков. "Труп невесты", при всех его песнях и плясках, возможно, самый программный фильм Бертона: здесь общая идея творчества режиссера подана более чем наглядно. Населяющие местный ад трупики-уродцы отличаются максимальной одухотворенностью; обитатели мира живых обладают вполне функциональным телом, но механистичны, безжизненны и вообще похожи на суетливых тараканов. Не случайно кульминацией фильма становится выход мертвых на земную поверхность и следующее за этим братание кадавров с живыми: душа наконец-то соединяется с телом. Что-то общее есть у персонажей "Трупа невесты" и у самого Тима Бертона -- певца смешных и трогательных нелюдей, причудливого гоблина, поселившегося в Голливуде и изрядно украсившего его своим присутствием.