Не учите нас либерализму

Галина Костина
23 января 2006, 00:00

Пожалуй, впервые Россия в лице министра сельского хозяйства Алексея Гордеева так резко высказалась против двойных стандартов ВТО. Наш агропром оказался самым либеральным в Европе

Субботним утром немцы предприняли атаку на павильоны Берлинского выставочного комплекса. Они нетерпеливо топтались у входа, ожидая, когда педантичный контролер снимет цепочку с прохода. Уже через час на продовольственной выставке "Зеленая неделя" было не протолкнуться.

Пиво весело наполняло бокалы, жарились колбаски, воздух был напоен ароматами копченостей, сыров, специй, шоколада. Ровный гул голосов часто прерывался нестройными, но громкими немецкими народными песнями. В перерыве между основательными трапезами посетители, проплывая по многочисленным павильонам, не отказывали себе в удовольствии попробовать кусочек перламутровой семги, дольку ароматного окорока, свежеиспеченную булочку, шматок сала, тающую во рту конфетку, а заодно пропустить рюмку водки или вина. Весь этот гигантский продовольственный прилавок и тянущийся к нему народ символизировали вечное единство человека и продовольствия.

В тот час, когда веселый бюргер тыкал вилочкой в румяную сосиску, министры и специалисты разных стран на форуме "Восток--Запад", проходившем в рамках выставки, рассуждали о справедливости в международной торговле. Доклады и комментарии к ним плавно текли по заезженной колее: "нужно понимать, что международная торговля -- улица с двусторонним движением, и все участники этого движения должны стремиться соблюдать правила".

Российский министр сельского хозяйства Алексей Гордеев сбил оптимистичный тон и обострил дискуссию, заметив, что у этой улицы одна сторона вполне хороша, а вторая напоминает трассу Париж--Дакар со всеми ее ухабами: "Опыт показывает, что соглашения по сельскому хозяйству несовершенны, вступающие в ВТО страны оказываются крайне беззащитными". А политика ВТО, по его словам, чистое лицемерие. Так жестко на этом форуме еще не высказывались. По натянутым лицам европейцев было заметно, что они шокированы российским наскоком.

От обидных для либерального европейского уха метафор наш министр быстро перешел к фактам. Так, по его мнению, Европа практически закрылась от российского зерна, используя квоты, за которые нас все время критикует. Европа раз восемьдесят позволяла себе квотирование. Нет равных отношений в вопросах ветеринарного и фитосанитарного контроля. По словам министра, на вывоз продукции из Европы существует 100 пунктов таможенного контроля, а на ввоз из России всего 10. Попросил Гордеев и объяснить ему, почему импортные пошлины в ЕС в три-четыре раза выше наших.

Издевательством назвал Гордеев тот пафос, с которым европейцы говорят о своем прорыве на последнем раунде ВТО в Гонконге в прошлом году. После многих лет бесплодных переговоров хотя бы о начале либерализации международной торговли продовольствием, после позорного провала в Канкуне, в Гонконге Европа, по словам комиссара ЕС по сельскому хозяйству Марианн Фишер-Боэль, сделала "мужественный шаг, поставив вопрос об отмене экспортных субсидий в 2013 году". "Вот подарок!" -- не без сарказма комментировал доклад г-жи Фишер-Боэль Гордеев. Во-первых, доля субсидий в общей поддержке не столь велика, во-вторых, развитые страны ювелирно научились камуфлировать свой протекционизм. Если отбросить терминологические манипуляции, доля субсидий в странах ОЭСР как была в 80-х на уровне 40%, так и остается такой же сейчас. Какая разница, как эта поддержка будет называться? Если раньше правительства поддерживали конкретное производство, то теперь поддерживают доходы фермеров. Все меры хороши. Из той же оперы разговоры о высоких национальных стандартах качества и безопасности. Несоответствие "высоте" служит причиной для ограничений импорта. Старые члены ВТО умело используют такие легальные в рамках ВТО барьеры для защиты своих рынков, как антидемпинговые расследования, ответные меры на субсидированный импорт (в виде компенсационных пошлин) и защитные меры (если импорт угрожающе повышается). К примеру, антидемпинговые меры в последние годы выросли по сравнению с 90-ми годами почти на треть и по сравнению с 80-ми более чем в два раза.

По словам Гордеева, совершенно очевидно, что развитые страны защищают у себя как раз те отрасли, в которых развивающиеся страны обладают наибольшим экспортным потенциалом, "но если с маленькими странами богатым удается играть в какие-то игры, то с нами это не получится". Россия сегодня, по мнению нашего министра, напоминает махину, которая может ненароком наехать на чьи-нибудь аграрные рынки, и с ней нужно считаться. Сейчас уровень общей поддержки агропрома у нас как минимум раз в десять ниже, чем в ЕС. В этом смысле мы одна из самых либеральных стран в области сельского хозяйства. "Уровень агрегированной поддержки на одного работника российского сельского хозяйства составляет триста евро, в ЕС он превышает три тысячи евро, -- уточнил министр. -- Я рад, что у Европы столько денег, и могу только посоветовать: поддерживайте и дальше своих крестьян. Но только не учите нас либерализации".

Позиция российского министра однозначна: Россия готова говорить только о реальной справедливости и стремится к честности в международной торговле. Но коль скоро либерализация в ближайшее время вряд ли возможна, Россия не хотела бы в результате чьих-то игр стать более уязвимой. По словам Гордеева, "двойные стандарты ставят под сомнение способность ВТО служить центром принятия решений в вопросах международной торговли. И если мы войдем в ВТО, мы молчать не будем, мы будем выступать за пересмотр этих двойных стандартов".