Останутся только двое

Международный бизнес
Москва, 06.02.2006
«Эксперт» №5 (499)
Конкуренция на рынке дженериков настолько жесткая, что реальные выгоды от работы на нем смогут получить лишь несколько крупнейших компаний. Одна из них -- швейцарская Sandoz

По итогам 2005 года совокупные продажи компании Sandoz выросли на 1,4 млрд долларов, или на 54%. Sandoz -- подразделение швейцарского фармацевтического гиганта Novartis, ориентированное на производство дженериков -- дешевых лекарств, производимых без патента. В Novartis решили резко расширить свое присутствие на рынке дженериков, поскольку считают это направление одним из самых перспективных. Во многом успехи Sandoz обусловлены результатами поглощения сразу двух конкурирующих компаний -- Hexal и Eon Labs.

Быстрый рост сектора дженериков вызван повсеместным старением населения, что вынуждает государства тратить все больше денег на обеспечение пенсионеров медикаментами. Чтобы сэкономить, власти все большего числа стран стимулируют производство и продажу дешевых медикаментов. С другой стороны, это выгодно и компаниям -- производство дженериков значительно дешевле разработки и последующего производства инновационных препаратов. По прогнозам Sandoz, с 2005-го по 2010 год мировой рынок дешевых непатентованных лекарств вырастет на 63% -- до 106 млрд долларов.

О том, как Sandoz выстраивает свою стратегию на рынке дженериков, рассказывает генеральный директор компании и член исполнительного комитета Novartis Андреас Руммельт.

-- В 2005 году на рынке дженериков произошел ряд крупных слияний и поглощений: Sandoz купила конкурентов Hexal и Eon Labs, а израильская Teva Pharmaceuticals -- американскую компанию Ivax, после чего опередила Sandoz и вышла на первое место. Как вы собираетесь конкурировать с Teva?

-- На глобальном рынке дженериков Sandoz сейчас занимает второе место, и борьба, конечно, будет жесткой. Она будет развертываться на трех направлениях. Во-первых, самое важное на рынке дженериков -- запустить лекарство в продажу в первый же день после окончания действия патента на инновационный препарат. Опоздание даже на один день означает потерю продаж -- рыночная доля формируется почти сразу после окончания действия патента, потом наверстывать очень сложно. Во-вторых, большую роль играет "качество" продавца, который занимается распространением дженериков: насколько крупная у него сеть, насколько он эффективен в продажах. В-третьих, это вопрос ценообразования. За счет снижения затрат на производство мы должны устанавливать цены ниже, чем у Teva.

-- В последние годы среди фармацевтических компаний все большую популярность приобретает аутсорсинг. Считается, что это один из эффективнейших инструментов снижения издержек. Как Sandoz относится к аутсорсингу? Вы предпочитаете контролировать всю производственную цепочку или распределяете заказы среди небольших предприятий?

-- Говоря об аутсорсинге, нужно разделять два бизнеса -- производство готовых лекарственных форм и действующих веществ.

Производство готовых лекарств должно быть максимально гибким, поскольку этот рынок нестабилен. Спрос на лекарства может сильно колебаться. Он не так устойчив, как в других секторах фармацевтического бизнеса. Поэтому нужно иметь возможность оперативно реагировать на все измене

Новости партнеров

«Эксперт»
№5 (499) 6 февраля 2006
Армия
Содержание:
В неестественной позе

Следствие по делу об избиении рядового Сычева зашло в тупик

На улице Правды
Реклама