Форматы для чтения

Русский бизнес
Москва, 06.02.2006
«Эксперт» №5 (499)
Чтобы оживить спрос на книжном рынке, ритейлеры создают разнообразные форматы магазинов. Они будут успешными, если научатся управлять ассортиментом книг и предлагать адекватный сервис

"Сегодня в России гораздо больше видов книжных магазинов, чем на Западе", -- говорит Георгий Лямин, генеральный директор крупнейшей в России книготорговой компании "Топ-книга". По его словам, российский книжный рынок вступил в новую фазу развития: книжная розница за 2005 год приросла на 30--40%, ровно потому что стали развиваться современные форматы торговли. Новые магазины открыли в прошлом году все отечественные сетевые книготорговые компании: "Новый книжный" и "Буквоед" (принадлежат издательству "Эксмо"), "Буква" (принадлежит издательству АСТ), "Книгомир", "Литера", "Лас-Книгас", "Пиши-читай" (принадлежат оптовой компании "Топ-книга"), "Букбери" (принадлежит одноименной компании). Этот рост особенно ощутим, если вспомнить, что несколько лет назад розничная книготорговля в России почти никак не развивалась. Большинство новых розничных сетей принадлежит издательствам. Развивать свою собственную розницу они решили, чтобы быть ближе к конечному потребителю.

Сегодня отечественная книжная розница покрывает 70% существующего спроса на книги. По-прежнему в России масса городов и населенных пунктов, где нет книжных магазинов. Если сравнивать с западными странами, то наша страна безнадежно отстает от них. "В странах ЕС на один магазин приходится 10 тысяч жителей, в России -- 50--60 тысяч", -- говорит г-н Лямин. Так что книжным сетям в России есть куда развиваться.

Однако куда важнее физического увеличения книжной розницы качественное изменение за последние два года ее структуры. Если раньше книжные магазины в России отличались друг от друга только площадью, то сегодня они представлены самыми различными форматами -- от дискаунтера до элитного книжного клуба с высоким уровнем сервиса. "Два-три года назад книготорговые компании стремились просто открывать новые магазины. Сегодня ситуация иная, -- говорит Сергей Завидов, начальник отдела продаж компании "Эксмо", -- ритейлеры стараются прежде всего разнообразить свое предложение. Многие из них научились оценивать демографические, культурные и социальные особенности регионов, где работают, и создавать там новые, адекватные форматы книжной торговли". Рынок книжной торговли, и это уже совершенно очевидно, повторяет тот путь, что прошли другие виды розницы -- продовольственная, парфюмерно-косметическая, сети электробытовых товаров. С той лишь разницей, что на тех рынках переход от безликих магазинов к разнообразным по ценовой и ассортиментной политике розничным форматам случился гораздо раньше -- в конце 90-х годов.

Нерентабельная духовность

Отставание книготорговых сетей от других видов розницы не случайно. Это связано прежде всего с невысокой стоимостью книги в России -- она дешевле, чем в европейских странах, в среднем в пять-семь раз. "Невысокая цена книги в России обусловлена исторически -- с советских времен люди привыкли, что книги дешевы", -- говорит г-н Лямин. Из-за этого книжные сети с трудом выходили на рентабельность, а значит, не имели возможности бурно развиваться.

В последние год-два цены на книги

Новости партнеров

«Эксперт»
№5 (499) 6 февраля 2006
Армия
Содержание:
В неестественной позе

Следствие по делу об избиении рядового Сычева зашло в тупик

На улице Правды
Реклама