Восход Европы

Первые результаты "карикатурной войны" уже ясны. Мусульманскому миру она была нужна, чтобы легализовать его радикализацию, Европе же -- чтобы начать деисламизацию

Какая-то мелкая датcкая газета опубликовала двенадцать весьма добродушных карикатур на пророка Мухаммеда. И вот уже толпы мусульман беснуются на улицах по всему Ближнему и Дальнему Востоку -- в Египте, Ливии, Ливане, Сирии, Палестине, Пакистане, Таиланде и Индонезии громят посольства европейских государств и жгут их флаги. Больше всех отличились палестинцы и афганцы. Первые разгромили и сожгли датское посольство, напали на представительство ЕС и обещали по истечении 48 часов начать тотальный отстрел граждан Дании, Франции и Норвегии. В Афганистане пошли дальше -- там обещали 100 кг золота за убитого автора карикатур и по 5 кг за голову гражданина Дании, Франции и Норвегии. Надо сказать, что по виду европейца трудно определить, из какой он страны, так что, можно предположить, что сначала всех "похожих" убьют, а уж потом будут разбираться, полагается ли награда.

Как такое могло произойти? Чем все это обернется? На эти вопросы есть разные ответы. Для мусульманского мира -- одни. Для Европы -- другие.

Умма в действии

Начнем с ответа для мусульман. Все закрутилось с того, что после опубликования карикатур исламское сообщество Дании обратилось в редакцию газеты Jyllands-Posten с требованием принести извинения оскорбленным мусульманам. Судя по всему, реакцией на свое обращение датские мусульмане остались не удовлетворены. Поэтому они обратились за помощью к послам ряда исламских стран. Те, в свою очередь, обратились с письмом-жалобой и просьбой о встрече к датскому премьер-министру. Андерс Фог Расмуссен выразил послам свое понимание, однако напомнил, что Дания -- европейская страна, в которой пресса пользуется свободой слова и вольна печатать какие угодно карикатуры, и от встречи отказался.

Тогда оскорбленные послы и мусульманское сообщество Дании решили искать правды в другом месте. Группа датских имамов совершила тур по ближневосточным и некоторым другим исламским странам, где встретилась с местными политиками и религиозными деятелями. Имамы показали им карикатуры, приправив их рассказами о том, как плохо относятся к мусульманам в Европе. Правда, с собой эти ходоки прихватили не только опубликованные двенадцать карикатур, но и еще несколько -- неизвестного происхождения и значительно более радикального содержания. Говорят, что самая мягкая из этих неизвестных карикатур изображала пророка Мухаммеда с лицом свиньи, остальные же и вовсе имели характер практически порнографический. Похоже, что именно эти рисунки произвели на местных имамов особенно сильное впечатление. Итог -- оскорбленные имамы призвали правоверных мусульман стереть с лица земли эту безбожную Европу.

Многие мусульмане считают, что конфликт между Европой и исламским миром, начавшийся еще в VII веке в Испании, длится до сих пор

Очевидно, что те, кто крушил европейские посольства, сами не только не видели этих произведений, но и плохо представляют, что такое Дания и где она находится. Но по их лицам видно, что кто-то их хорошо подготовил. Особенное удивление вызывают исламские волнения, прошедшие в Турции, которая уже одной ногой стоит в Евросоюзе. Страсти там настолько накалились, что прямо после службы в городе Трабзон был убит итальянский католический священник.

Исламизация восточной власти

Аналитики сходятся в том, что нынешние погромы свидетельствуют о двух тенденциях. Первая -- в нынешнем исламском мире стремительно нарастают антизападные настроения. "Появление карикатур -- это не причина, а лишь повод для выражения того антизападного гнева, который накопился за последние годы внутри народных масс исламских стран. Западное восприятие ислама как явления, тождественного терроризму, до глубины души возмущает простых мусульман. Для простых людей нет большой разницы между Европой, которая была противницей войны в Ираке, и Америкой, которая эту страну оккупировала. Для них это единая враждебная исламскому миру сила, называемая Запад", -- сказал "Эксперту" бывший министр иностранных дел Иордании Абу Джабар.

Сходную точку зрения выражает и директор отдела Ближнего Востока Economist Intelligence Unit (EIU) Дэвид Баттер: "На Ближнем Востоке традиционная неприязнь к США -- из-за их поддержки Израиля. Но и отношение к Европе далеко не столь позитивно, как многим европейцам хотелось бы верить. В мусульманских странах Ближнего Востока и Северной Африки на Европу смотрят через призму исторического конфликта, начавшегося еще во времена крестовых походов. Там помнят, что еще полвека назад и Марокко, и Сирия, и Кувейт были европейскими колониями. Особенно хорошо об этом помнят те, кто придерживается радикального ислама. Эти люди считают, что конфликт между Европой и мусульманским миром, начавшийся еще в VII веке в Испании, длится до сих пор. Они полагают, что атака против мира ислама никогда не прекращалась".

Вторая тенденция -- внутренняя: в мусульманских странах идет процесс исламизации власти. С одной стороны, многие политики используют рост радикальных настроений в обществе для того, чтобы свергнуть светские режимы. С другой -- оказавшиеся у власти в отдельных странах исламисты стремятся максимально укрепить свои позиции, радикализовав и консолидировав вокруг себя общество.

Усилия Запада по демократизации исламского мира не прошли даром -- сегодня практически во всех мусульманских странах самой активной политической силой являются исламисты. Умеренные правительства пока еще умудряются сдерживать их напор. Так, президент Египта Хосни Мубарак до сих пор сопротивляется легализации исламистского движения "Братьев мусульман", несмотря на то что представители этого движения получили 20% голосов на парламентских выборах. "Правительства стран, в которых происходят волнения, по-прежнему довольно дружественно настроены по отношению к Европе. Для многих из них бушующая толпа на улице -- это тоже большая проблема. Но так или иначе они вынуждены прислушиваться к воле своего народа", -- говорит Абу Джабар.

Скандал с карикатурами способствует внутреннему усилению исламистов. Показательно, что в большинстве стран, куда датские имамы приехали с карикатурами, они обратились за помощью к оппозиционно настроенным элитам, тем, которые на волне исламизма готовятся прийти на смену элитам, относительно дружественным Западу. Поэтому антиевропейские выступления в исламских странах -- явление, ориентированное не столько на внешнюю политику, сколько на внутреннюю.

Максимально наглядно это можно проследить на примере стран, где исламисты уже у власти, -- в Палестине и Иране. В Палестине на недавних выборах победила группировка "Хамас". Иран даже интереснее: там Махмуд Ахмадинеджад, популист исламистского толка, у власти с лета 2005 года.

В момент прихода Ахмадинеджада к власти его популярность была весьма ограничена. Образованная часть населения Ирана в массе своей проигнорировала выборы, так что президента выбрал простой народ из низов и глубинки, а его отличает наиболее ревностное отношение к исламу. Но сегодня Ахмадинеджад пользуется уже поддержкой большинства. Ему удалось этого добиться, играя на патриотических и религиозных чувствах своих граждан. Публичное возобновление ядерной программы, из которой Ахмадинеджад сделал целое шоу, позволило ему консолидировать общество. Новый президент восстановил отношение к Западу как к единой враждебной Ирану силе. Сегодня иранский президент проводит свои зажигательные выступления по всей стране, что активизирует антизападные настроения в обществе.

"Конфликт из-за карикатур на руку Ирану. Он дает Тегерану определенное оправдание в глазах мусульман, в том числе арабских соседей. Теперь Иран может сказать: Европа оскорбляет чувства мусульман, потому что чувствует свою безнаказанность. Будь у мусульман ядерное оружие, европейцы не стали бы так себя вести по отношению к исламскому миру. В глазах многих мусульман это легитимизирует иранскую ядерную программу", -- считает Дэвид Баттер из EIU.

Пляски под чужую дудку

А теперь -- ответы для Европы. Массовые антиевропейские демонстрации, прошедшие в мусульманских странах, в Европе вызвали глубокое удивление. Ведь сегодня именно Европа считается основной защитницей интересов мусульман. ЕС не только всегда проводил дружественную политику в отношении ближневосточных стран, включая Палестину, но и дал пристанище многочисленным мусульманским общинам. В последние годы многие политологи и культурологи даже заговорили о ползучей исламизации Европы. О том, что христиане будто бы пасуют перед исламской пассионарностью. Когда мусульман в Европе стало много, они перестали интегрироваться и ассимилироваться. Политкорректность по-европейски привела к тому, мусульмане из различных стран не только чувствовали себя в ЕС как дома, но и попробовали диктовать свои правила тому обществу, в которое они переселились.

Европейское уважение к свободе самовыражения и панический страх перед любыми проявлениями насилия при разрешении межэтнических и межрелигиозных конфликтов привели к тому, что над Европой и в самом деле нависла серьезная угроза исламизации. Европейские правительства, заинтересованные в продолжении иммиграции из ближневосточных стран и опасающиеся волнений в обществе, шаг за шагом отдавали без боя завоевания секулярного общества. Многочисленные мусульманские общины существовали как государства в государстве. У них стали возникать собственные общеобразовательные и религиозные школы, где преподавание велось на родном языке и которые были совершенно не подотчетны европейским правительствам, но зато имели тесные связи с религиозными лидерами тех стран, откуда прибыли переселенцы. Имамы в мечетях были абсолютно свободны в своих проповедях, и некоторые из них призывали прихожан присоединиться к джихаду против Запада. В сущности все эти общины были довольно эффективными элементами, через которые исламские ближневосточные элиты влияли на внутриполитическую жизнь Европы.

Случись история с карикатурами двумя годами раньше -- реакция европейцев, скорее всего, была бы совершенно иной. Для начала их вообще вряд ли опубликовали бы, а если бы и опубликовали, то всячески извинялись бы перед возмутившимися мусульманами. Сейчас все иначе -- процесс ползучей исламизации Европы зашел слишком далеко.

Очнулись

Из летаргического сна европейскую общественность вывели теракты в Мадриде и Лондоне. В ходе расследования этих инцидентов выяснилось, что под боком у властей функционируют террористические группировки и радикальные исламские движения, разрабатывающие план по уничтожению приютившей их Европы. И во многих европейских странах озаботились тем, кто именно проповедует в здешних мечетях. Оказалось, что большинство имамов -- иностранцы, проповедуют они на неевропейских языках (арабском, турецком, малайском, урду, бенгали и т. д.) и никак не контролируются ни государством, ни мусульманскими организациями. В большинстве своем европейские имамы проповедовали весьма умеренный и толерантный ислам, но были и те, кто выступал с радикальными призывами и оправдывал терроризм.

Европа взялась за дело. Но тут опомнились и умеренные европейские мусульмане. Так, в Британии спустя всего четыре месяца после лондонских терактов был создан Национальный форум против экстремизма и исламофобии. В него вошли умеренные имамы, большинство из них родились и выросли в Британии. Инициативу умеренных мусульман поддержали власти -- британское министерство внутренних дел выделило форуму 8 млн долларов. Эти средства пошли на организацию поездок известных британских имамов по мечетям страны, где они выступали с проповедями толерантности и важности соблюдения прав человека и законов страны. Национальный форум также планирует разработать рекомендации по добросовестному ведению проповедей в мечетях. Наконец, имамов призвали вести проповеди только по-английски. Сходные процессы сотрудничества шли и в других европейских странах.

Но параллельно с этим европейские страны начали перекрывать доступ новым мусульманским мигрантам в Европу и ужесточили свое иммиграционное законодательство. Одной из первых стала именно Дания, которая еще в 2002 году ввела запрет на браки с иностранцами -- не гражданами стран ЕС, которые не достигли 25-летнего возраста. Таким образом, датское правительство решило остановить прогрессирующую иммиграцию. Дело в том, что большинство проживающих в Дании молодых мужчин из исламских стран помолвлены с гражданками с их исторической родины (с молодой невесткой в Данию перебиралось все ее многочисленное семейство). Естественно, что мусульманские общины Дании активно протестовали, но тщетно. Дания -- далеко не единственный пример ужесточения миграционного законодательства в странах Евросоюза.

Исламизация Европы отменяется

Похоже, что одна из основных причин шумихи вокруг карикатур -- недовольство исламского мира утратой влияния на внутриевропейскую жизнь. В исламском мире поняли, что мусульманские общины, возникшие и действующие в Европе, тамошние власти хотят оградить от прямого влияния с Востока.

В исламском мире поняли, что в Европе теперь хотят оградить местные мусульманские общины от прямого влияния с Востока

"Арабские режимы всегда пытались держать иммигрантов в Европе на положении диаспор, которые можно мобилизовать на защиту своих национальных интересов. Так, страны Магриба рассматривают представителей второго поколения, родившихся во Франции, как посредников в спорах по вопросам ислама. Эти страны настойчиво пытаются контролировать выборы во Французский совет по делам мусульманского культа. Каирский университет Аль-Азхар претендует на монополию в подготовке имамов и издании фетв, отвергая, например, Европейский совет фетв, базирующийся в Лондоне, который продвигает идею выработки особых правовых норм для европейского ислама. Одним словом, исламские государства и организации откровенно делают все, чтобы удержать мусульман Европы в орбите Востока", -- написал недавно французский политолог Оливье Руа.

Что касается самих европейских мусульман, то они в основном позитивно воспринимают процесс освобождения от влияния с родины. Показательно, что внутри самого ЕС подавляющее большинство исламского населения отнеслось к карикатурному скандалу совершенно спокойно. Демонстрации проводились лишь сторонниками радикальных течений -- именно теми, кто является ярым противником отсечения от восточных центров влияния. Так, в начале февраля в Лондоне прошла демонстрация у датского посольства, организованная радикальной организацией "Хизб-ут-Тахрир". Манифестанты пришли с плакатами "Убить тех, кто оскорбляет ислам", "Европа, твое 11 сентября скоро наступит", "Европа -- раковая опухоль, ислам -- путь к спасению" и "Свобода, отправляйся в ад".

"Огромное число мусульман, живущих в Европе, были возмущены тем, какую форму приняли протесты как в мусульманских странах, так и в Европе. Поджог посольств в Дамаске и Бейруте ни в коем случае не является адекватным ответом на появление карикатур -- это пример чрезмерной и насильственной реакции, которая лишь ведет к ухудшению отношений между мусульманами и Европой. Точно так же мы были возмущены теми лозунгами, которые звучали на демонстрациях в Лондоне. Да, мусульманам могут не нравиться сатирические изображения пророка -- это совершенно понятно. Но публикация таких карикатур является законной в Дании, и этот закон следует уважать. Мусульмане не должны выходить на улицы городов и требовать убийства людей, которые нарисовали карикатуры. Потому что призывы к насилию -- это нарушение закона. Полиция должна пресекать подобные выходки радикалов", -- сказал "Эксперту" председатель Мусульманского комитета по общественным отношениям (MPRC) Великобритании Ашгар Бухари.

По его мнению, проблема в том, что именно радикальные группировки наиболее заметны в подобных кризисах. Голос умеренных исламских групп уже не слышен, что и вело к эскалации карикатурного конфликта. Нужно понимать, что радикалы представляют мнение лишь очень небольшого числа мусульман. "Среди британских и европейских мусульман большинство придерживается умеренного ислама и разделяет европейские ценности и свободы. Мы надеемся, что власти примут соответствующие меры и начнут расследование против радикалов, чьи лозунги вбивают клин в отношения между европейцами и мусульманами как в самой Европе, так и на Ближнем Востоке", -- говорит Ашгар Бухари.

Пора доставать кнут

Вселяет оптимизм и реакция европейцев на "карикатурные погромы". Например, целый ряд европейских изданий провел кампанию по перепечатыванию злополучных карикатур. Важно понимать, что европейские журналисты действовали так не только из солидарности с коллегами и в защиту свободы слова. Таким образом многие из них выразили то раздражение, что накопилось у них за годы ползучей исламизации Европы. Кстати, скрытый электорат Ле Пена, о котором социологи говорят уже не один год, -- феномен из того же ряда. Политкорректные европейцы не могут открыто голосовать за ультрарадикальные националистические движения, выступающие в том числе против исламизации общества, однако количество тайно сочувствующих с каждым годом росло. Инцидент с карикатурами дал проявиться скрываемым до сих пор чувствам.

Европейское общественное мнение тоже на стороне журналистов, а не на стороне "обиженных мусульман". По опросам, проведенным в европейских странах, большинство -- за свободу слова. Так, в Дании, 58% опрошенных ответили, что публикация карикатур была "правильным решением". Там, где СМИ опасаются перепечатывать карикатуры, этим занимаются обычные граждане в своих интернет-дневниках -- в онлайн-блогах жителей стран ЕС злосчастные карикатуры были воспроизведены десятки тысяч раз.

Европа выбирает деисламизацию. Этот путь не обещает быть легким. "Европе придется изменить политику. Оказалось, что со стороны Европу видят куда более однородной, чем это кажется нам самим изнутри. Наша мягкая внешняя политика, в которой мы предпочитали использовать не кнут, а пряник, больше не работает. Европейским странам придется задуматься над тем, что делать дальше, когда европейский пряник больше никому не нужен", -- сказал "Эксперту" директор европейских программ британского Королевского института международных отношений Ричард Уитмен. Европейцы, в отличие от американцев, плохо справляются с кризисами, особенно внешними. Европейцы хорошо умеют основательно реализовывать долгосрочные проекты. Так что быстрых ответов не будет.

Образы пророка

Пророк Мухаммед для мусульман имеет примерно то же значение, что Моисей для христиан и евреев. Он также получил откровение от Аллаха, которое должен был передать людям. А в одну из ночей откровения, когда Мухаммеду открылось правило мусульманской молитвы, волшебное животное перенесло его в Иерусалим, где он встречался с другими пророками -- Христом, Моисеем и Авраамом. Так что в мусульманском миропонимании есть место для христиан и евреев.

Изображения Мухаммеда, а также всякой живой твари были запрещены не потому, что это считалось оскорблением, а из-за опасности соскальзывания в язычество, которое использовало для поклонения "рукотворных идолов". Аналогичное правило по тем же причинам существовало и для иудеев. Однако, несмотря на запрет, мусульмане изображали людей и животных, а также самого пророка Мухаммеда. В средневековых миниатюрах персидского и арабского происхождения можно найти различные, зачастую довольно детальные изображения пророка, и лишь на некоторых он с белым пятном вместо лица.

В европейской традиции отношение к пророку Мухаммеду, как и вообще к любым иноверческим святыням, очень долгое время было крайне непочтительным. По мнению церкви, он находился в одном из нижних слоев ада: до сих пор в одном из соборов Болоньи сохранилась фреска "Страдания Мухаммеда в аду". Лишь с наступлением эпохи Просвещения Европа начинает менять свое отношение к Мухаммеду. Именно тогда известный историк Эдвард Гиббон писал о пророке как о великом моральном лидере и искушенном политике.