Есть ли жизнь "после нефти"?

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
13 февраля 2006, 00:00

Татарстан едва ли не первым из российских регионов начал подготовку к тому будущему, когда в стране начнут истощаться запасы "черного золота". Реструктуризация республиканской экономики осуществляется под девизом "Жизнь после нефти"

Республику Татарстан можно назвать если не оазисом, то как минимум оранжереей Поволжского региона. С 1995 года здесь не было никаких потрясений, кризисов и спадов, более десяти лет экономика этого субъекта Российской Федерации демонстрирует стабильный поступательной рост. Так, промышленное производство в республике растет в среднем на 4─7% в год (в 2005-м этот показатель составил около 5%). А всего по итогам прошлого года валовой региональный продукт (ВРП) зафиксирован на уровне 475 млрд рублей, что более чем вдвое превышает показатель 2000 года.

В нынешнем поступательном развитии Татарстана есть, безусловно, исторические причины: еще в годы Великой Отечественной в регион были эвакуированы и затем активно развивались крупнейшие машиностроительные и авиационные заводы. Однако главным фактором, стимулирующим нынешнее развитие экономики, здесь считают жесткую политическую волю президента и правительства республики. "Даже с началом рыночных реформ руководство республики не стало отказываться от плановых подходов в экономике, и в отличие от многих других регионов не ослабило, а, наоборот, усилило государственный контроль и стратегическое планирование в ключевых секторах. Это и обеспечило те положительные результаты, которые мы видим сейчас, -- считает Марат Сафиуллин, государственный советник по социально-экономическим вопросам при президенте Республики Татарстан.

Действительно, методы управления экономикой республики, используемые пpезидентом Минтимером Шаймиевым, очень напоминают госплановские подходы социалистических времен. Здесь снова введены пятилетки -- стратегические планы развития региона. Первый был принят еще в 1995 году, а сейчас начинается реализация уже третьей программы -- на период с 2006-го по 2010 год (впрочем, республиканское правительство пошло еще дальше и наметило ряд стратегических ориентиров даже на 2015 год). Планы впечатляют: например, если в целом по России ставилась задача увеличить ВВП в два раза к 2010 году, то руководство Татарстана заявляет, что валовой региональный продукт республики будет удвоен уже к 2008 году.

Слезть с трубы

За счет чего в Татарстане намерены добиться столь динамичного развития экономики? Прежде всего одним из традиционных ее "локомотивов" остается нефтедобыча. Промышленная добыча нефти в Татарстане началась в 1943 году, и с тех пор из здешних недр было выкачано свыше 2,8 млрд тонн "черного золота". Сегодня в республике ежегодно добывают 30 млн тонн нефти -- 3,7% от всего общероссийского объема.

Фактическим монополистом в этой сфере является компания "Татнефть" (из 30 млн тонн добываемой в республике нефти на ее долю пpиходится 25,3 млн). Причем это предприятие считается одним из самых передовых в своей отрасли в масштабах всей страны. Еще в 1996 году, когда большинство российских фирм даже не задумывалось о выходе на международные финансовые рынки, "Татнефть" одной из первых разместила свои акции на мировых биржах, что позволило ей серьезно модернизировать все производственные процессы. Сегодня более 80% всего бурения компания осуществляет с применением самых современных технологий, что в разы повышает эффективность нефтедобычи.

Однако основные ставки в Казани делают все-таки не на нефтяную трубу, а на совершенствование нефтеперерабатывающих и промышленных секторов. Именно поэтому уже несколько лет объем нефтедобычи в республике сознательно заморожен на том самом уровне в 30 млн тонн, а вместо роста добычи сырья руководство Татарстана ставит целью развитие промышленных отраслей. "Мы все прекрасно понимаем, что нефтяные месторождения в России, включая наши недра, исчерпаемы, -- заметил в интервью 'Эксперту' премьер-министр Республики Татарстан Рустам Минниханов. -- Поэтому стараемся мыслить стратегически и постепенно перестраиваем экономику таким образом, чтобы она базировалась на высокотехнологичных производствах".

Здесь в первую очередь речь идет о нефтехимии. Объемы производства в этом секторе экономики республики в ближайшие годы предполагается увеличить почти в четыре (!) раза. Для реализации подобных планов во флагманские предприятия нефтехимической промышленности Татарстана всего за два-три года намечено вложить порядка 4 млрд долларов: три четверти этих средств пойдет на развитие нефтехимических предприятий в Нижнекамске, еще около миллиарда будет инвестировано в модернизацию мощностей компании "Казаньоргсинтез" .

Машины как двигатель экономики

Еще один важнейший сектор экономики республики -- машиностроение. Одним из главных предприятий этой отрасли, конечно же, остается КамАЗ. Этот гигант отечественного автопрома сегодня обеспечивает около 40% поставок грузовых автомобилей на российский рынок, а его доля в формировании республиканского бюджета уже превышает 10%.

Между тем еще десять лет назад крупнейший производитель грузовиков в России находился в крайне тяжелом положении. Гигантский пожар в 1993 году практически уничтожил значительную часть мощностей (в частности, цех по производству двигателей), а задолженность предприятия перед кредиторами исчислялась миллиардами долларов. Сегодня уже можно утверждать, что КамАЗ смог преодолеть кризис. "В начале 2000-х на предприятие пришла профессиональная команда менеджеров, которой удалось реструктурировать долги предприятия и провести ряд важных реформ, -- говорит Александр Таркаев, председатель Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан, член совета директоров Камского автозавода. -- Теперь КамАЗ -- одно из самых современных предприятий российского машиностроения, которое демонстрирует устойчивые темпы роста и ставит перед собой весьма амбиционные задачи".

Действительно, нынешние показатели развития КамАЗа обезоруживают даже противников отечественного автопрома. С 2002 года ежегодные объемы выпускаемых предприятием автомобилей увеличились на треть (свыше 30 тыс. единиц), прибыль от продаж возросла втрое (с 1,5 млрд почти до 4,5 млрд рублей), причем почти четверть продукции автозавода идет на экспорт.

Достаточно успешно камазовцы реализуют и различные инвестиционные проекты. Так, недавно в партнерстве с крупным мировым производителем коробок передач немецкой компанией Zahrad Fabrik, в Набережных Челнах создали совместное предприятие по производству современных КПП, и уже в этом году оно выпустит около 6 тыс. этих агрегатов. Кроме того, в ближайшее время предприятие начнет собирать свои грузовики во Вьетнаме: ежегодно там готовятся делать до 5 тыс. машин. Одна из последних новостей -- создание КамАЗом совместного предприятия с уставным капиталом в 20 млн долларов с крупнейшим американским производителем двигателей Cummins Inc., которое будет выпускать современные моторы для грузовиков.

Что же касается перспектив, то на недавнем собрании совета директоров ОАО "КамАЗ" было объявлено, что к 2010 году компания почти вдвое увеличит свой оборот, который должен к тому времени достигнуть 3 млрд долларов. Правда, все нынешние планы предприятия могут быть скорректированы. Это связано с заявлением государства, владеющего 34% акций компании, о возможной продаже своего пакета. Но кто станет покупателем, когда и по какой схеме будет осуществлена сделка, пока неизвестно.

Нелетная погода

Серьезные надежды в Татарстане связывают также с предприятиями авиационной промышленности. В республике расположены сразу два гиганта российского авиапрома -- КАПО им. Горбунова и Казанский вертолетный завод. Правда, пока эти предприятия не смогли до конца преодолеть последствия кризиса 90-х и сегодня находятся в "стадии выздоровления". Так, авиационное объединение в этом году планирует построить шесть самолетов, а в 2007-м объемы производства рассчитывают довести до десяти машин. Казанский вертолетный завод, в свою очередь, считается одним из передовиков российского вертолетостроения: ежегодно здесь собирают несколько десятков вертолетов, а годовые объемы продаж составляют порядка 200 млн долларов.

Однако динамичному развитию авиастроительных предприятий Татарстана препятствует ряд проблем, обусловленных, по мнению руководства республики, недальновидной политикой федеральных властей по развитию всего отечественного авиапрома. Федералы по каким-то причинам фактически не оказывают реальной помощи КАПО им. Горбунова. Казанцы считают, что это связано с покровительством федерального правительства проекту создания нового самолета RRJ, в котором участвуют компания "Сухой" и ряд крупных иностранных компаний, в том числе Boeing. Представители Татарстана утверждают, что разработанный в Казани Ту-324 по своим техническим характеристикам ничуть не уступает RRJ, а объем финансирования его производства может быть как минимум в полтора раза меньше. "То, что федеральные власти поддерживают проект создания RRJ и не соглашаются финансировать выпуск самолета Ту-324, -- результат непрозрачности принятия решений о стратегическом развитии российского авиапрома и явное ущемление его интересов", -- считают в правительстве Татарстана.

Несмотря на кажущуюся стабильность Казанского вертолетного завода, отнюдь не проста ситуация и на этом предприятии. Те же федеральные власти решили ввести его в состав вертолетного холдинга "Оборонпрома". Но в Татарстане скептически относятся к подобным проектам, опасаясь, что новая схема управления будет ущемлять интересы казанских вертолетостроителей и в итоге негативно скажется на развитии завода. "Нынешние проекты создания объединенных компаний создают впечатление, что кто-то просто хочет консолидировать и управлять финансовыми потоками, -- отмечает Марат Сафиуллин. -- А как при этом будет чувствовать себя конкретное предприятие, не превратится ли оно в какой-то придаточный цех, сможет ли нормально осуществлять свою научно-техническую политику -- эти вопросы пока не находят внятных ответов".

Все ветхое -- под снос

Сделав промышленный сектор одним из приоритетов экономики республики, в Татарстане тем не менее стремятся избегать перекосов. Поэтому достаточно энергично развивается здесь и сельское хозяйство. По урожайности зерновых культур (25,1 центнера с гектара) Татарстан сейчас вышел на второе место после климатически куда более благоприятного Краснодарского края, а по валовому сбору зерна, производству мяса и молока республика входит в первую тройку среди всех субъектов Российской Федерации.

Успешная деятельность агропромышленного комплекса Татарстана связана прежде всего с тем, что в этот сектор экономики властям удалось привлечь очень эффективных частных собственников: более 60% сельскохозяйственных угодий в республике управляется частными инвесторами, которые из-за благоприятного инвестиционного климата едут сюда даже из других регионов страны. На рост производительности в сельском хозяйстве повлияла и реализация программы газификации села. В сотрудничестве с "Газпромом" руководству Татарстана в последние два года удалось довести уровень обеспеченности населенных пунктов газом до 99%, в результате чего качество жизни на селе резко возросло.

Уникален опыт Татарстана и в сфере жилищного строительства. На протяжении уже нескольких лет в республике реализуется комплексная программа ликвидации ветхого жилья (прежде всего в столице, Казани, 1000-летие которой отмечалось прошлым летом). Для претворения в жизнь этого действительно грандиозного по масштабам республики плана руководство Татарстана пошло на беспрецедентный шаг -- ввело дополнительный однопроцентный налог на оборот всех хозяйствующих субъектов республики. А полученные за счет этого средства целевым образом направляются на финансирование программы строительства нового жилья.

В Казани это выглядело так: в центре и других районах города, где жилой фонд был крайне изношен (находился в аварийном состоянии, зачастую даже не имел канализации и водопровода) старые жилые здания попросту снесли. А людей из них переселили в новые современные кварталы (большинство их них расположено в живописных местах, с видом на Волгу). Всего в республике новое жилье получили 50 тыс. семей, из них 42 тыс. -- в Казани. В результате Татарстан вышел на первое место по объемам и темпам жилищного строительства в Приволжском округе (рекордным стал 2004 год, когда в республике ввели 1,75 млн кв. м жилья).

В правительстве рассказывают, что реализация столь масштабной программы обеспечила синергетический эффект: строительные организации получили огромные заказы, были задействованы крупные мощности по производству стройматериалов, создавались новые рабочие места. Итог -- в виде налогов и дивидендов в казну уже веpнулось около 40% вложенных в строительную программу средств.

Однако не менее важно социальное значение этой программы. Более комфортное, качественное и современное жилье получили многие малоимущие семьи, которые за счет собственных средств наверняка никогда не смогли бы улучшить свои жилищные условия. Кроме того, с прошлого года в республике действует специальная программа социальной ипотеки, в рамках которой работникам бюджетной сферы на льготных условиях выделяются кредиты на покупку квартир (срок займа -- 28,5 года, процентная ставка -- 7% годовых). Особые льготы действуют для молодых семей: если в семье рождается ребенок, то 19 кв. м жилья в новой квартире республика выделяет бесплатно. Другое местное "ноу-хау" состоит в том, что реализацию и оформление всего нового жилья в Татарстане сейчас контролирует специально созданный некоммерческий государственный жилищный фонд при президенте. Руководство республики считает, что именно жесткий государственный контроль над торговлей жильем позволяет сдерживать рост цен на рынке недвижимости, помогая тем самым экономить средства населения при оформлении квартир в собственность.

Вместе с тем снос ветхого жилья стимулировал приход инвесторов на новые строительные площадки в центре Казани. "Сейчас, когда освободилось место и в столице появились готовые стройплощадки, у нас нет отбоя от инвесторов, -- говорит Марат Сафиуллин. -- Ведь строить на пустом пространстве намного удобнее. Представьте, сколько хлопот у компании, когда она пpиходит на старую площадку: нужно иметь дело с прописанными в старом здании людьми, ломать голову над модернизацией инфраструктуры, оформлять сложную документацию. Так что вмененные затраты порой составляют от тридцати до сорока процентов стоимости всего строительства. У нас же этих проблем нет, поскольку есть много свободных площадей для строительства в центре с уже свободной инфраструктурой".

В результате новой строительной политики облик Казани меняется буквально на глазах. Повсюду растут современные торговые и офисные центры, и столица древнего татарского государства становится все более похожей на развитый европейский город. И хотя некоторые коренные жители жалуются: дескать, Казань потеряла часть своего колорита, -- сторонников сноса под корень ветхих построек значительно больше. "Много ли в России сейчас современных городов? -- спрашивают они. -- Есть Москва, Санкт-Петербург. А вот городом номер три в стране становится Казань". Похоже, эти слова недалеки от истины.