И предъявят счет

Павел Быков
20 февраля 2006, 00:00

Пузырь под названием "Американская империя" обязательно лопнет

Вопреки названию эта книга не о финансах и не об экономике. Эта книга о человеке, о том, что в чем-то главном люди и мир, в котором они живут, с течением времени почти не меняются. "Как к этому ни относись, но миром до сих пор правят чувства: он полон греха и печали, бури и натиска, безумия и гостеприимства", -- уверены авторы. Какое это имеет отношение к финансам? Самое прямое. Только совершенным безумством, с одной стороны, и невероятно расчетливой алчностью, с другой, можно объяснить феномен "новой экономики" и фондового бума второй половины 90-х, с рассмотрения которого начинается "Судный день американских финансов".

Новая эра, бесконечный прогресс и конец истории -- как только все это уместилось в одном флаконе?! -- отменяются. Власть шарлатанов всех мастей пала столь же стремительно, сколь стремительным было их восхождение. И теперь остается только поражаться тому, насколько откровенно бредовыми были идеи, за которыми пошли толпы инвесторов. Вот лишь одна цитата из книги "Телекосмос", принадлежащей перу пророка новой эры Джорджа Гилдера, в которой он провозгласил возникновение новой экономики, "основанной на новом звездном скоплении, излучающем неописуемое сияние, -- на рассредоточенной неприкрытой реальности, горящей прометеевым огнем". Трудно понять, как такой бред мог служить основанием для многомиллиардных инвестиций в хронически убыточные интернет-компании. "Мы и сегодня не в силах понять, что означает эта фраза", -- ерничают авторы "Судного дня" по поводу пророчеств Гилдера.

Уильям Боннер и Эддисон Уиггин не шибко верят в прогресс, особенно нравственный. И совсем не верят в благотворность финансовых рынков, которые равномерно наделяют богатством всех участников. "Рынкам не свойственны ни милосердие, ни снисходительность. Если рынки и выполняют роль Бога, то это Бог Ветхого завета, а не Евангелия", -- пишут авторы. Они безжалостно высмеивают изобретателей различных завиральных теорий на счет того, что люди делятся на "цифровиков, которые верят, что вековые тренды Новой экономики вытесняют деловые циклы Старой экономики", и на "личностей аналогового типа, которые верят, что колебания изначально встроены в наши мозги и коллективное поведение".

Впрочем, временами Боннер и Уиггин проявляют некоторую снисходительность: "За миражом пузыря погнались далеко не худшие головы Америки. Это не было ни извращением природы человека, ни каким-то отклонением в человеческой истории. Такого рода вещи случаются время от времени. Люди начинают верить, что прежние правила и прежний опыт больше недействительны". Иногда такой отрыв от реальности оборачивается революциями, которые всегда провозглашают приход Нового Человека (авторы не отказали себе в удовольствии процитировать Троцкого), но отчего-то часто получается так, что Новый Человек выходит не лучше старого.

""Прогресс" не есть нечто данное. Помимо циклов алчности и падения, уверенности и отчаяния существуют и другие события, неподвластные человеческим желаниям и возможностям. Когда в 476 г. рухнула Римская империя, никто в Европе не хотел стать беднее", -- продолжают авторы. Люди остались теми же, они не стали менее разумными, менее способными к развитию технологий, они ценили комфорт не меньше прежних поколений. И все же материальный прогресс остановился почти на тысячу лет. Кто хотел таких изменений? Почему люди допустили это? Ведь, казалось бы, они могли выработать новую политику, чтобы восстановить порядок?

Есть силы, неподвластные человеку, и если люди об этом забыли, то тем хуже для них. Вот Черчилль оказался к месту: "Пока человек лелеял иллюзию своей растущей власти над миром и ликовал по поводу новых уловок, он стал игрушкой, а теперь и жертвой всевозможных волнений и течений, вихрей и торнадо, по отношению к которым он оказался таким беспомощным, каким не бывал уже долгое время". Если в руках человека оказались более совершенные средства распространения информации, это не значит, что мир стал лучше. Это значит, что никогда прежде столь большое количество людей не могло одновременно разделять столь много дрянных идей. Кто там перепечатывает карикатуры на пророка Мухаммеда и громит датские посольства?

Вернемся, однако, к американским финансам. Главная идея авторов не нова: американцы живут не по средствам, и рано или поздно (чем позднее, тем дороже) за это придется заплатить. Да, Америка на всех парах проскочила рецессию начала 2000-х годов. Значит ли это, что и дальше все сложится гладко? "Все думали, что это (уверенность американских инвесторов и потребителей, которая позволила стране легко выйти из спада.-- "Эксперт") предвещает хорошее будущее. Было и противоположное мнение -- этот знак указывает на хорошее прошлое", -- добавляют очередную ложку дегтя авторы. К 2002 году США закупали уже 60% мирового экспорта. На американский импорт пришлось 60% прироста мировой торговли за предыдущие пять лет. Чтобы заполнить эту дыру, потребовалось 80% сбережений мира. За последние 10─15 лет чистая стоимость имущества, принадлежащего большинству американцев, реально уменьшилась. И при этом, возмущаются авторы книги, США продолжают строить глобальную империю.

"Шоковая терапия убедительной войны поднимет фондовый рынок на пару тысяч пунктов", -- предсказывал один известный американский аналитик. Американская публика просто не может себе представить, что величайшей в человеческой истории державе недостает мощи обеспечить своим гражданам желанный для них потребительский рай. Раз этого не удается добиться с помощью фискальных программ, что ж, война должна помочь. Цитата из "Судного дня": "Что же, можно разбогатеть, убивая людей? Мало кому в голову пришел этот вопрос. Все как и должно быть, решили американцы -- ведь США обеспечивают порядок во всем мире. Совершенно естественно, что все остальные платят за защиту. Логика рэкетира, разумеется, но великому множеству граждан, солдат великой Нации акционеров, идея показалась не хуже любой другой".