Т
радиционная ежегодная пресс-конференция директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Михаила Дмитриева принесла сразу несколько сенсаций. Самая громкая из них: объем российского оружейного экспорта по итогам прошлого года составил 6,126 млрд долларов. Это рекордный показатель отечественного ВПК за весь постсоветский период. Впрочем, дело тут не только в рекорде, хотя он и вызывает серьезные сомнения. Гораздо интереснее другое -- скорость, с которой российские экспортеры военной техники этот самый рекорд установили.
Еще в начале декабря первый заместитель директора ФСВТС Александр Денисов в интервью "Эксперту" заявил, что объем поставок нашего оружия за границу в 2005 году составит чуть более 5,1 млрд долларов, что несколько превышает утвержденный президентом план. А уже 28 декабря на заседании комиссии по ВТС в Ново-Огареве Владимир Путин назвал итоговую сумму продаж оружия в 2005 году -- 5,3 млрд долларов. И вот теперь выяснилось, что наш военный экспорт перевалил за шестимиллиардный рубеж.
За счет каких выполненных контрактов за три дня так подскочили продажи оружия, ни в ФСВТС, ни в "Рособоронэкспорте" "Эксперту" объяснить не смогли. Михаил Дмитриев сказал только, что высоких результатов удалось достичь благодаря слаженной работе всех участников системы ВТС с зарубежными странами. Но сути дела это не прояснило. А приведенные г-ном Дмитриевым данные о структуре военного экспорта, в соответствии с которой основной объем поставок пришелся на технику для военно-морского флота, окончательно запутали ситуацию.
Дело в том, что в прошлом году Россия выполнила всего два крупных контракта на поставку техники для ВМФ. И оба для Китая. Первый -- на поставку семи подлодок класса Kilo на общую сумму 1,7 млрд долларов, а второй -- на поставку эсминца класса "Современный" стоимостью 700 млн долларов. Итого получается 2,4 млрд долларов. Но передача этой техники китайцам состоялась до заседания комиссии по ВТС в Ново-Огареве, а значит, все данные о поставках уже были включены Владимиром Путиным в итоговые результаты. Да и обеспечить рекорд контракты по кораблям и подлодкам явно не могли.
Например, известно, что в 2004 году наша страна смогла продать оружия почти на 5,8 млн долларов только благодаря поставкам авиатехники (на ее долю пришлось тогда почти две трети военного экспорта), и прежде всего тяжелых истребителей Су-30, нашим постоянным покупателям -- Индии и Китаю. Однако из-за того, что большинство крупных авиационных контрактов, заключенных Россией с инозаказчиками, были выполнены в 2004 году, а поставки по новым контрактам должны начаться только в 2006─2007 годах, прошлый год с точки зрения продаж истребителей должен был стать провальным. Так оно и произошло.
В 2005 году Россия не поставила за границу ни одного истребителя семейства Су-30. Не было и крупных поставок систем ПВО, за исключением двух дивизионов С-300 на сумму около 250 млн долларов. Таким образом, разгадать интригу вокруг нынешних показателей оружейного экспорта журналистам на пресс-конференции так и не удалось. Но Михаила Дмитриева это нисколько не смутило. Более того, он твердо пообещал, что уже с 2007 года реальные поставки вооружений на экспорт будут зашкаливать за 7 млрд долларов в год.
Но и это еще не все. По словам главы ФСВТС, в конце 2005 года был сделан огромный шаг вперед в работе с инозаказчиками, в результате чего портфель экспортных заказов российского ВПК вырос с 15 до 23 млрд долларов, что сопоставимо с советскими временами. Правда, рассказать о том, кто заказал в России вооружения на такую сумму, господин Дмитриев отказался. Известно, однако, что наша страна в декабре прошлого года заключила сделку с Ираном на поставку почти трех десятков комплексов ПВО "Тор-М1" общей стоимостью 1,4 млрд долларов, которые прикроют важнейшие государственные и военные объекты, в первую очередь ядерные -- в Исфахане, Бушере и Тегеране. Кроме того, Россия подписала контракт с Индией на постройку трех фрегатов стоимостью 1,5 млрд долларов и заключила соглашение с Вьетнамом на 1 млрд долларов на строительство в этой стране по лицензии военных катеров российской разработки. Всего получается новых заказов примерно на 4 млрд долларов. А вот кто еще заказал у нас оружия на 4 млрд долларов и, самое главное, какого, так и осталось тайной.