Страшилка дефицита

20 февраля 2006, 00:00

Проблему дефицита энергетических мощностей комментирует доцент кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ Владимир Горлов

-- Почему при существовании единой энергосистемы в России имеются энергодефицитные регионы?

-- На самом деле единой энергосистемы никогда не было и нет. Есть некая мифологизированная структура, которая так называется. Дальний Восток никогда не был связан с Сибирью -- это была отдельная энергосистема. Сибирь оторвалась от России после того, как казахи разобрали линию 1150 тысяч вольт. Сегодня Сибирь с Уралом связана по линии 220 киловольт -- это железнодорожная тяговая линия, по которой нельзя передавать электроэнергию. Поэтому на самом деле есть три больших рынка -- европейский, центральносибирский и дальневосточный.

-- Анатолий Чубайс говорит, что Москва и Урал в ближайшие годы станут энергодефицитными и поэтому необходимо срочно строить новые электростанции.

-- Когда говорит Чубайс, надо понимать, что это говорит не энергетик, а политик и финансист. Он говорит для того, чтобы произвести определенный психологический эффект на тех, кто не разбирается в энергетике.

-- Насколько обоснованна скорейшая передача российских энергетических компаний в частные руки?

-- Давайте начнем с пустяка. Я взял статистический отчет за 2004 год и вижу, что у меня установленная мощность станций РАО "ЕЭС России" в целом 211,8 миллиона киловатт. Теперь я смотрю располагаемую мощность, это 198 миллионов киловатт. Следовательно, 13 миллионов киловатт -- это мощность, которая стояла на электростанциях, но не работала.

Теперь мы выработку электроэнергии делим на установленную мощность и получаем количество часов использования установленной мощности. В 2004 году оно составило 4400 часов. Если мы знаем, что в году 8760 часов, то среднегодовой график заполнения суточной нагрузки составляет 0,6. Поэтому существующее оборудование, если оно в порядке, может дать дополнительно большое количество электроэнергии без всякого нового строительства. И, не проверив эти цифры по итогам 2005 года, верить, что у нас жуткий дефицит электроэнергии, нельзя.

Возьмем Московскую область -- на катастрофическое положение в Москве Чубайс особенно напирал. Установленная мощность электростанций в Московской области на 2004 год была 6,3 миллиона киловатт, а располагаемая -- 5,8 миллиона. Итого полмиллиона киловатт мощности не работало. Теперь я смотрю количество часов использования энергомощностей в Московской области, и мне становится плохо. Потому что оно составляет 3400. То есть эти мощности работали только чуть больше трети времени. Если я беру только топливные станции, получается годовое время работы 3800 часов. То есть если бы мы увеличили нагрузку на эти станции хотя бы на 2000 часов, то получили бы дополнительно миллиарды киловатт-часов электроэнергии, которой якобы не хватает. Так что нет никаких оснований говорить, что без приватизации энергетики мы не можем справиться с дефицитом электроэнергии.

-- А как вы относитесь к идее либерализации тарифов на электроэнергию?

-- Мы сегодня в Москве уже платим 194 копейки за киловатт-час. Если мы это пересчитаем на центы, то увидим, что это больше, чем в Европе. То есть мы в Европу продаем газ для их электростанций, а сами платим за электричество больше, чем европейцы, которые этот наш газ покупают.

-- Насколько рискованной представляется вам сама стратегия реформирования энергетики?

-- Здесь надо иметь в виду, что РАО ЕЭС делало и продолжает делать крупные ляпы в электроэнергетике. Простой пример: на Дальнем Востоке простаивают топливные станции, а РАО ЕЭС грохает деньги в Бурейскую ГЭС, тем самым убивая тепловиков. Когда запускали первый энергоблок на Бурее, говорили: "Мы снизим для Дальнего Востока тариф на электроэнергию". Уже две турбины запустили, а тариф вырос.

Или РАО ЕЭС запустило геотермальную станцию на Камчатке, и сейчас там стоят без нагрузки две ТЭЦ, потому что пропал потребитель. Геотермальная станция дает энергию, а Петропавловску-Камчатскому нужно тепло, город замерзает. То есть, если запускают геотермальную электростанцию, ТЭЦ оказываются без нагрузки и не могут давать тепло. Если ТЭЦ увеличивает нагрузку -- останавливается геотермальная станция, потому что электроэнергию некуда девать. И таких дурацких примеров можно набрать приличное количество. Так что риски от внедрения инициатив РАО ЕЭС вполне очевидны.