Мы боимся только китайцев

Андрей Виньков
27 февраля 2006, 00:00

Директор по маркетингу шинного дивизиона Continental AG Ларс Фаренбах рассказывает об одной из ключевых стратегий развития западных шинных компаний и объясняет, почему мировые лидеры не боятся российских конкурентов, но опасаются китайских

-- Ваша компания -- один из ведущих производителей шин, занимает второе место в Европе и четвертое место в мире. В 1995 году вы приобрели фирму Teves, специализирующуюся в области разработки систем торможения и систем пассивной и активной безопасности. А в 2002─2003 годах Continental установила контроль над компанией Temic, которая занимается изготовлением электронных систем автомобиля. Объясните пожалуйста, зачем? Шинный бизнес перестал быть эффективным и интересным для инвестиций?

-- Действительно, раньше у нас были только шины. В середине девяностых мы решили связать шинный бизнес с новыми технологиями других подотраслей автопрома. И дело тут вот в чем. Входя в пятерку ведущих мировых производителей на шинном рынке мы стабильно занимаем до 10 процентов этого рынка и не планируем существенно увеличивать свою долю, мы выбираем другие пути, а именно - диверсификацию бизнеса. Бизнес автокомпонентов уже который год показывает заметно большую эффективность, нежели производство шин. Упускать возможность войти в такой сегмент было бы, наверное, неправильно. Тем не менее шинный бизнес пусть и не так высокорентабелен как производство автокомпонентов, зато он стабилен. Ведь когда наступает спад в потреблении новых автомобилей и, соответственно, в их производстве -- падает и доходность бизнеса автокомпонентов. Люди начинают экономить -- пользуются автомобилем подольше. Но если человек не покупает новую машину, он все равно покупает шины. Сегодня шины занимают примерно половину наших продаж, и мы намерены сохранить этот баланс.

-- Но, согласитесь, такая осторожная стратегия сильно сказывается на вашей капитализации. Вот чисто шинная компания Nokian по своим относительным показателям (например, по капитализации на чистую прибыль) стоит гораздо больше чем Continental...

-- Мы не нишевый бизнес, как Nokian, которая специализируется в основном на легковых покрышках. Наша сила в том, что мы готовы покрыть все сегменты шинного рынка. Nokian этого сделать не сможет. Кроме того Nokian работает пока только на севере Европы и в России.

-- А насколько Россия интересна для вас? Не оставила ли Continental идею вхождения на российский шинный рынок после выхода из проекта на Московском шинном заводе?

-- О размещении шинного производства в России мы действительно думали, но пока решили отказаться. У нас пока хватает мощностей в Румынии. По нашим оценкам, чтобы завод был экономически эффективным, он должен производить не менее десяти миллионов шин в год. Для нас строить такие мощности в России пока нет резона. К тому же в Азии больше роста, чем в России. Сегодня наши заказчики движутся в Азию, и мы движемся за ними.

-- Вы слышали о том, что российская компания Amtel купила голландскую Vredestein? Как вы оцениваете этот альянс в качестве своего конкурента?

-- Для успеха любой шинной компании достаточно двух составляющих -- низкой себестоимости и мощного бренда. Последнего у россиян нет, даже после покупки компании из Нидерландов. К сожалению, у Vredestein имиджа серьезного дорогого продукта ни в Великобритании, ни во Франции, ни в Италии. Vredestein не вкладывался в маркетинг в других регионах, только в Голландии. Российских шин пока нет на европейском рынке. Continental производит шин больше и делает это гораздо дольше. При этом мы работаем в странах с низкими издержками, более половины наших покрышек производится в Румынии, Бразилии, Чехии и Португалии. В Ганновере над дизайном и рецептурой новых шин у нас трудится более 800 инженеров. Вот почему на сегодня ни русских, ни корейцев, например, мы как сильных конкурентов не рассматриваем. А вот Китай -- да. Сегодня они пытаются разработать технологии, которых сейчас нет ни у кого. И у нас есть опасения, что у них это получится.