Чертик из мобильной табакерки

Производители оборудования мобильной связи готовы вторгнуться в смежные отрасли -- телевидение, радио, интернет. Но операторы пока не могут понять, как на этом можно заработать

Конгресс 3GSM -- мировой форум лидеров сотовой связи -- проходит каждый год в феврале. "Это самое важное событие в нашей индустрии, -- подчеркивает Карл Хенрик Сванберг, президент Ericsson, крупнейшего производителя оборудования для сетей мобильной связи, -- в мире уже почти два миллиарда мобильных абонентов. Ни одна высокотехнологичная инновация последнего времени так не влияла на жизнь людей".

Несколько лет назад местом дебатов о будущем телекоммуникаций были выбраны Канны, но мобильная связь так рванула в своем развитии, что маленький прибрежный городок на юге Франции перестал вмещать всех гостей, негде было не то что поселиться, но даже перекусить. И с этого года конгресс переехал в Барселону. В столице Каталонии нашлось место не только для пpоживания и работы 50 тыс. связистов, но и для разнообразных развлечений.

В отличие от конгресса 2005 года, когда многие новинки в сфере мобильного телевидения и высокоскоростной передачи данных функционировали с перебоями, сейчас у производителей "железа" все заработало. Типичный пример - шоу новых технологий на стенде Ericsson. Два молодых человека в окружении многочисленных приборов пытаются продемонстрировать интерактивность, которая станет доступна с внедрением новых технологий. В руке у одного телефон третьего поколения, на нем идет ТВ-трансляция фильма, кроме того, рядом с ним еще работающий ноутбук и обыкновенный телефон GSM. Другой в этот момент, находясь на некотоpом отдалении, смотрит огромный цифровой телевизор. Вдруг на экране, где идет какой-то мультик, возникает сообщение от первого друга. С помощью обыкновенного телевизионного пульта демонстратору-телезрителю ценой многочисленных сложных манипуляций в меню удается отправить ответное сообщение первому другу. Таинственным путем оно приходит на его ноутбук. Первый молодой человек на этом не останавливается и шлет с ноутбука ссылку на адрес в интернете. И это сообщение приходит на телевизор второго! Тот снова берет в руку волшебный пульт, идет по ссылке и включает на телевизоре тот фильм, что идет на телефоне первого. Мы как завороженные наблюдали за манипуляциями демонстраторов. Совместить столько разных приборов в единую сеть, заставить их понимать друг друга -- да, инженеры Ericsson хорошо потрудились! Но каков был смысл этих бесконечных сообщений, коими столь долго и виртуозно обменивались демонстраторы? Оказывается, первый, который смотрел фильм на телефоне 3G, хотел посоветовать второму, чтобы он тоже включил этот канал. "Но можно же просто позвонить или отпpавить SMS!" -- хором удивились русские коллеги. Демонстраторам нечего было ответить.

Сотрудники Ericsson не одиноки в конструировании сложных схем. На стендах других участников примерно такая же ситуация. Но какие новые услуги позволит предложить новое оборудование, а главное, как операторам зарабатывать на этом деньги, игроки рынка еще не поняли.

Заработало!

Первое, в чем очевиден прогресс по сравнению с прошлым годом, -- это технология со сложным названием HSDPA (High Speed Downlink Packet Access). Уже несколько лет в Японии, некоторых странах Азии, Западной Европе и США операторы пытаются строить сети третьего поколения (3G), которое, в отличие от эксплуатирующегося по всему миру второго, делает возможным более высокую скорость передачи данных. Первый опыт показал, что сети 3G, по крайней мере его европейской разновидности UMTS, оказались не столь быстрыми, как хотелось бы. HSDPA -- это своеобразный ускоритель для сетей UMTS. "Как показывают первые опыты, HSDPA в пять раз быстрее, чем UMTS, это по-настоящему широкая и дешевая полоса", -- сказал на конгрессе Арун Сарин, глава Vodafone -- крупнейшего по выручке оператора мобильной связи в мире. "Я впечатлен первыми испытаниями HSDPA", -- заявил председатель совета директоров и CEO Nokia Йорма Оллила и пообещал к середине этого года выпустить телефон, поддерживающий технологию HSDPA.

Действительно, в прошлом году демонстрация HSDPA у Ericsson требовала двух серверов, при этом сигнал рвался, во вpемя опытной телетрансляции на экране возникали бесконечные помехи. Теперь Ericsson удалось "зашить" все технологии в небольшую микросхему, а инженеры уже успели изготовить РС-карты, которые вставляются в обычный ноутбук. Эти карты обеспечивают скорость передачи данных до 1,6 Мбит/с, к концу года Ericsson обещает изготовить карту со скоростью 3,6 Мбит/с, не отстают и другие производители. Появление HSDPA может наконец позволить операторам сотовой связи побороться с опеpатоpами связи фиксированной за рынок передачи данных. Ведь скорости в сотовых сетях станут сравнимы с самой популярной в мире технологией широкополосного доступа ADSL, которая эксплуатируется на сетях фиксированной связи.

Впрочем, одна только скорость доступа больших выгод не дает. Сделать мобильный интернет по-настоящему удобным -- вот тема сегодняшнего дня. А значит, нужен перенос многих интернет-сервисов (в первую очередь мобильного поиска) на телефоны. Как отмечают аналитики из Informa Telecoms & Media, бум мобильного контента, разразившийся в последние годы, привел к тому, что абоненты окончательно заблудились в десятках новых мобильных порталов, и теперь нужно помочь им как-то сориентироваться. Пpежде всего это открывает широкие возможности для интернет-поисковиков. Так, на конгрессе корпорация Motorola объявила о стратегическом партнерстве с Google. Отныне мобильный поиск от Google будет "зашит" в некоторые новые модели телефонов Motorola. Еще большую активность проявляет поисковик Yahoo. Компания договорилась с Motorola перенести на ее телефоны свою почту Yahoo Mail, интернет-пейджер Yahoo Messenger, а также адресную книгу и календарь. Не обошел вниманием рынок мобильного поиска и Microsoft, купивший в минувшем году французскую поисковую компанию Motion Bridge, среди клиентов которой Orange, O2 и Sprint.

Видимо, находясь под впечатлением от бешеного успеха интернет-магазина iTunes компании Apple, Motorola также договорилась с Yahoo о внедрении в свои телефоны специального приложения, которое автоматически загружало бы с сервиса Yahoo Music музыкальные подкастинги. Подкастинги -- это набирающий популярность формат звукового радио, в рамках которого любые пользователи могут записывать на своих домашних компьютерах музыкальные сообщения и выкладывать их в сеть. Шведская Ericsson пошла еще дальше и заключила пакт с интернет-сервисом Napster, позволяющий обмениваться музыкальными файлами. На конгрессе они объявили о запуске специального портала Napster Mobile, где все возможности большого Napster адаптированы для владельцев мобильных телефонов.

Между тем столь агрессивная экспансия хайтек-гигантов в телеком уже начинает беспокоить некоторых представителей отрасли. Игроки рынка телекоммуникаций на лету подхватывают и передают друг другу страшилки про Apple и Google. Все настойчивее ходят слухи, будто Apple все же выпустит свой iPod-телефон и за счет этого может серьезно потеснить на американском рынке традиционных вендоров телефонов. Еще больше опасений вызывает размах Google, который во что только ни инвестирует -- от разработчиков интернет-браузеров до проектов интернета по электросетям.

Мобильное телевидение

Впрочем, осторожные мнения скептиков тонут в задорных заявлениях ведущих игроков телекома. Свою экспансию операторы сотовой связи хотят pаспpостpанить и на индустрию развлечений. "Игроки этого рынка еще не представляют себе силу мобильной связи!" -- говорит Арун Сарин. Но ждать осталось недолго. Действительно, добрая половина пресс-релизов участников конгресса была про мобильную музыку и развлечения. А подлинным хитом конгресса стало мобильное телевидение.

Про мобильное телевидение говорят уже давно. Но в существующих сетях схема вещания такова, что каждому абоненту нужно отдельно передавать ТВ-сигнал, каждый раз используя при этом ресурсы сети. Все это сильно перегружает сеть, ТВ-картинка на экране телефона получается размытой, время от времени может подвисать, а то и вовсе исчезать. Конечно, внедрение HSDPA могло бы сгладить эту проблему. Но производители оборудования придумали еще одну инновацию -- вещание в так называемом режиме мультикастинга. При нем единожды переданный оператором сигнал могут получать все оборудованные приемником терминалы (так, как это происходит при обычном теле- или радиовещании).

Как показал конгресс, борьба между стандартами вещания еще только начинается. Ключевые вендоры предлагают сегодня четыре разных стандарта: DVB-H (Digital Video Broadcasting-handheld), в лагере которого состоят Nokia, Motorola, Ericsson, Intel и Texas Instruments; DMB (Digital Multimedia Broadcasting), основанный на технологии DAB (Digital Audio Broadcasting); а также MediaFLO, разработанный американской компанией Qualcomm для сетей другого стандарта третьего поколения -- CDMA2000, и MBMS (Multimedia Broadcast Multicast Service), который продвигает еще один американский разработчик -- IPWireless.

Для мобильного ТВ нужны новые фильмы -- коротенькие, на 10 минут, не дольше

Под мощным давлением вендоров, твердо убежденных в том, что мобильное ТВ может буквально взорвать рынок, сотовые операторы стали создавать опытные зоны мобильного вещания. По всему миру его уже пробуют 40 операторов 3G. Британский оператор O2 этим летом протестировал в Оксфорде мобильное вещание в формате DVB-H, British Telecom совместно с Virgin Mobile создали в Лондоне опытную зону на базе технологии DMB. Свою опытную зону стандарта DVB-H объявил Vodafone. В Норвегии свое решение на базе DVB-H активно продвигает Ericsson, в Финляндии -- Nokia, причем, как рассказал старший менеджер по телевизионным приложениям Nokia Петри Хьюузало, в ближайшее время в Финляндии будет выдана первая в Европе лицензия на коммерческое мобильное вещание. Американская компания Qualcomm, разработчик технологии CDMA, разворачивает для Verizon Wireless свою сеть мобильного телевещания на базе MediaFLO. Меньшей популярностью пока пользуется технология MBMS, однако оператор Orange уже заявил о намерении открыть вещание на ее основе на территории Великобритании.

Как рассказывают участники конгресса, итоги первых испытаний обнадеживают. Опыт O2 и BT показал, что абоненты с удовольствием смотрят телевидение на телефоне и даже готовы платить за него от 5 до 10 евро в месяц. Это существенная прибавка к ежемесячному доходу с абонента (ARPU), который в среднем по Европе колеблется между 10 и 20 долларами в месяц. Операторы ожидают и сотен тысяч подписчиков новой услуги. Так, итальянский оператор 3 Italia намерен к концу года набрать порядка 500 тыс. подписчиков мобильного телевидения.

Между тем за безудеpжным оптимизмом скрываются более чем серьезные проблемы. Так, несмотря на успех технологии DVB-H в Великобритании, свободного частотного спектра для мобильного вещания в этом формате в стране нет -- частоты заняты аналоговым телевидением и будут освобождены лишь к 2012 году; аналогичная ситуация и в большинстве европейских стран. Стандарт DMB, который успешно протестировала BT, тоже имеет свои недостатки: он может предложить лишь несколько каналов (не более 15). Два других стандарта не требуют строительства новых сетей, но MediaFLO не предназначен для сетей GSM, а MBMS продвигает довольно мало известный игрок.

Пока не отстали

Глядя на это шоу новых технологий, можно было подумать, что российский рынок мобильной связи навсегда отстал от мирового. Нет у нас ни сетей третьего поколения (Россвязь еще даже не выдавала лицензии на этот вид услуг), ни тем более HSDPA, ни мобильного телевидения. Но достаточно было выйти за ворота выставочного центра, и повод для депрессивных размышлений улетучивался.

Апофеозом нашествия мирового телекома на Барселону стала рекламная кампания американской корпорации Texas Instruments, специализирующейся на производстве чипов, в том числе и для телекоммуникационного оборудования. В городском метро корпорация скупила буквально все время на огромных электронных панно, развешанных по большинству станций. В яpком видеоролике, повторяющемся снова и снова, молодые люди, одетые по последней моде, выплясывали с телефонами на фоне вылетающих отовсюду слоганов и многочисленных телекомовских словечек. Making Wireless, 2.5G, 3G, GSM, WCDMA, HSDPA -- так и сыпались туманные аббревиатуры на опешивших каталонцев. С одной испанкой, зачарованно смотревшей этот красочный ролик, у нас состоялся такой разговор.

-- А вы знаете, что вообще делает Texas Instruments?

-- Не знаю, должно быть, что-то беспроводное... Может быть, мышки?

-- А все эти аббревиатуры -- они вам что-нибудь говорят?

-- Нет, я на них не обращаю внимания...

Действительно, в Испании, одной из самых "продвинутых" с точки зрения телекома стран, услугами сетей 3G пользуются 500 тыс. абонентов из 40 млн. А всего в мире 3G попробовали лишь 2% абонентов всех сетей мобильной связи.

Многочисленные дебаты в ходе конгресса показали, что крупнейших мировых операторов мобильной связи по-настоящему заботят те же проблемы, что и российских: как повысить лояльность абонентов, уменьшить их отток, затормозить падение ARPU. Самая большая коммерческая инновация операторов, о которой было объявлено на конгрессе, -- это договоренность о вводе услуге IM (Instant Messaging) между 15 крупнейшими игроками этого рынка (China Mobile, Orange, Telefonica, TeliaSonera, TIM, T-Mobile, Turkcell, Vodafone и шестью индийскими компаниями). IM -- это мобильный интернет-чат, прием сообщений в чате в сети любого оператора будет бесплатным. Но для этой услуги не надо никаких сетей 3G!

А то, что сети третьего поколения в России появятся, не вызывает сомнения. В первую очередь потому, что производители мобильных телефонов все больше и больше дорогих моделей выпускают с поддержкой 3G. Такие модели уже нелегальными путями приходят в Россию. И в какой-то момент наберется критическая масса обеспеченных людей, которым захочется воспользоваться недоступными функциями своего "навороченного" телефона. Вопрос, будет ли в России 3G, мы "Эксперта" задали главе "Вымпелкома" Александру Изосимову, который провел на конгрессе немало напряженных переговоров с поставщиками. "Конечно, -- ответил г-н Изосимов, -- мы можем сразу перепрыгнуть через первый этап и внедрять технологию HSDPA. Причем в России мы видим несколько другую структуру спроса на услуги 3G, чем на Западе. У нас очень низкое проникновение интернета, и во многих отдаленных регионах HSDPA станет единственным высокоскоростным каналом доступа в сеть".

Что касается мобильного телевещания, то пока России рано думать об этом приложении. Ведь западные 3G-операторы не совсем понимают будущее этой услуги. Во-первых, сам факт просмотра телевидения на экране требует совсем другой модели пользования от абонента -- телефон не надо прислонять к уху, его необходимо держать перед собой, а звук слушать через наушники. К этому пользователям придется привыкать очень долго! Беспокоит и то, что заряда современных телефонов хватит всего лишь на несколько часов просмотра мобильного ТВ. К тому же первые модели, представленные на выставке, сильно нагреваются.

Экономические вопросы волнуют операторов не меньше, чем технические. Аналитики предупреждают, что люди, бесплатно тестирующие ТВ и лишь обещающие платить за него, еще не обязательно выполнят свои обещания. Неясно пока, и как взимать деньги -- то ли получать их от рекламы, то ли делать каналы по подписке или вообще бpать деньги за каждый клик. Наконец, чтобы повысить осведомленность людей об этой услуге, придется серьезно вложиться в маркетинг. Любопытно, что испанский оператор мобильной связи Telefonica развернул в Барселоне (на базе оборудования Nokia) свою сеть мобильного вещания, однако как мы ни искали, так и не смогли найти ни одного жителя города, который об этом знает.

Требует мобильное телевидение и нового контента. Человек не будет смотреть ТВ по мобильному долго, значит, надо разбить любой фильм на маленькие ролики. А в этой сфере игроки рынка мобильной связи -- совеpшенные новички. Впрочем, и тут нам удалось найти настоящих энтузиастов своего дела. Располагались они в специальном месте выставки -- Adult zone.

Видеозвонок для Сюзи

"Зона порноконтента -- лишь бледная тень прошлых лет", -- написал в своем блоге в первый же день выставки один из авторитетных британских журналистов. С ним согласны и сами участники конгресса. "Я очень удивлен тем, что нас сегодня так мало", -- говорит один из продавцов "клубнички". Это тем более странно, что аналитики исправно обещают порнографии светлое мобильное будущее. По оценкам Informa Telecoms & Media, в 2005 году объем продаж мобильной "клубнички" достиг почти 1 млрд долларов, а к 2010 году он превысит 2 млрд. Те компании, что привезли "девчонок" на конгресс в этом году, рассчитывают на свой кусок этого жирного пирога.

"Наш бизнес динамично развивается, ни о каком застое даже речи быть не может", -- считает Мартин Броерсма, согласившийся побеседовать с "Экспертом". Мартин -- директор провайдера Mobile B.V. из Голландии. Его компания работает уже в 16 странах с 25 разными операторами, и, как отмечает Мартин, от желающих полакомиться "клубничкой" просто отбоя нет. Только на один wap-сайт компании ежедневно приходит до 65 тыс. посетителей. Сегодня у Mobile B.V. два примерно равных источника доходов -- гламурная эротика, которую провайдер закупает у ведущих издателей вроде Playboy или Penthouse, и незатейливое домашнее порно, которое Мартин предпочитает называть "girl next door", то есть "девушки по соседству". Этот вид контента его компания производит сама, на собственной студии. Большие надежды порнодельцы возлагают на рост скоростей в сотовых сетях и мобильное ТВ. "Сегодня 95 пpоцентов дохода нам приносят картинки, но телевидение может изменить это соотношение: уже сейчас мы пробуем живое вещание, делаем короткие десятиминутные выпуски с роликами по две-тpи минуты длиной, и они пользуются бешеной популярностью", -- рассказывает Мартин. Контент-провайдер 3OOOH Mobile из Испании подошел к вопросу живого вещания чуть иначе: компания представила на конгрессе видеозвонок одной из своих порнозвезд, девушке по имени Сюзи.

Китайский синдром

Отличительная черта нынешнего конгресса -- закрытый дизайн стендов. Если раньше производители оборудования кичились своими железками, выставляли их на первый план, то теперь они прячут их в глубине стендов, в защищенных от чужих глаз месте. Конечно, клиенты могут их посмотреть, но лишь в сопровождении сотрудника компании. Самые ценные новые технологии скpывались в отдельных вагончиках, стоявших вдоль павильонов выставки. Корреспондента "Эксперта" не пустили в вагончик Siemens, где стояло оборудование Wi-Max (об этой технологии "Эксперт" писал в 31 от 23 августа 2004 года). "Запишитесь сначала на нашем стенде в павильоне, а потом придете сюда со специальным экскурсоводом", -- вежливо, но твердо сказала строгая немецкая девушка.

Причина такой закрытости pаскpылась не сразу. Как пояснил представитель одной американской компании, все боятся китайцев, которые весьма преуспели в перенимании чужих технологий. Сейчас Китай семимильными шагами сокращает отрыв в освоении телекоммуникационных новинок. Лидер китайского рынка -- Huawei -- уже выигрывает многомиллиардные тендеры западных операторов. Не гнушаются китайцы и мелкими стартап-проектами. "Мы чувствуем огромный рост конкуренции со стороны Китая", -- сказал "Эксперту" глава российской компании CBOSS Андрей Морозов. CBOSS, специализирующаяся на выпуске софта для операторов мобильной связи, поставляет свои продукты в 30 стран и сталкивается с Huawei и вторым китайским производителем, ZTE, во всех зарубежных тендерах. "Это крайне агрессивные игроки, они предлагают очень низкие цены", --говорит г-н Морозов.

И вместе с тем Китай -- большая надежда мировой индустрии мобильной связи. Президенту China Mobile Вану Цзяньчжоу на конгрессе не раз задавали вопрос, когда же китайское правительство выдаст лицензии на третье поколение мобильной связи. Это интересовало не только производителей сетевого оборудования (что вполне естественно -- всем хочется продать сразу пару тысяч базовых станций), но и простых потребителей. Сколько бы ни кичились европейцы и американцы своими успехами в 3G, только благодаря Китаю, где мобильной связью уже пользуется 400 млн человек, рынок третьего поколения станет массовым и на нем наконец появятся дешевые мобильные телефоны. Глава China Mobile не мог отвечать за правительство, однако резонно заметил, что в 2008 году в Пекине пройдут летние Олимпийские игры. И к этому моменту там непpеменно должна заработать сеть 3G.

Впрочем, в целом китайцы не то что не доминировали на форуме 3GSM, но и вообще были не очень заметны. Два стенда ведущих производителей -- Huawei и ZTE, презентация BenQSiemens, пара выступлений, музыкальное шоу -- вот и все присутствие великого соседа.

Хайтек из Израиля

Гораздо больше отличились израильские компании, которые на этот раз решили отделиться от дpугих участников и сняли целый этаж в одном из павильонов. За вывеской "Ярмарка технологий израильской мобильной индустрии" сразу несколько десятков небольших компаний представляли свои разработки. От столика к столику деловито сновали потенциальные покупатели и инвесторы, и даже издалека было заметно, что переговоры идут очень бойко. Среди маленьких израильских компаний-инноваторов была и уже известная в России Celltick, на основе технологий которой работает сервис "Хамелеон" в сети "Билайн". Из таких вот маленьких компаний и вырастают потом лидеры хайтек-индустрии. А такой опыт в Израиле есть. Давно доросшие до мирового уровня израильские компании Comverse и Amdocs представляли на конгрессе свои биллинговые решения.

"Все началось в начале восьмидесятых, -- рассуждает, глядя на стенды израильских компаний, исполнительный директор российской компании "Беркут" Олег Кельганкин, неплохо изучивший истоpию возникновения израильского хайтека. -- Израиль, являясь, по сути, военным государством, обладал сильным офицерским составом -- людьми строгой дисциплины. Одновременно в страну пошла волна эмигрантов из России, в основном инженеров, людей с хорошим техническим и математическим образованием. Правительство смогло удачно использовать этот потенциал, была разработана специальная программа поддержки высоких технологий. Сочетание выходцев из израильской армии и советских вузов дало прекрасный результат. Посмотрите: Comverse, Amdocs, RAD -- нынешние лидеры израильского хайтека образовались примерно в одно время, в 19811985 годах".

Русский счет

Российские участники 3GSM -- производители софта CBOSS и "Беркут", Strom Telecom (чешская компания, входит в российский холдинг "Ситроникс") -- играют на том же рынке, что и именитые израильские компании, -- биллинг, системы учета и поддержки абонентов. И в чем-то пытаются повторять израильскую модель организации компании. Правда, без всякой поддержки от российского государства. Даже при некоторой степени его противодействия. Например, в 2004 году выбор системы биллинга для полугосударственного холдинга "Связьинвест" был доверен американской консалтинговой компании Accenture, российские производители в конкурсе не участвовали. В итоге контракт стоимостью 225 млн долларов был заключен с израильской компанией Amdocs.

В таких условиях российские производители наращивают экспансию за рубеж. CBOSS и "Беркут" нацелены в основном на развивающиеся рынки, кроме пакетов для стартапов они предлагают системы для поддержания лояльности абонентов и внедрения дополнительных сервисов. "Наши наблюдения показали, что начинать заботиться о лояльности абонентов, развивать систему их отслеживания операторам надо, когда проникновение рынка достигло 1015 пpоцентов, -- говорит коммерческий директор "Беркута" Игорь Новиков, -- при уровне проникновения 3540 пpоцентов пора заняться системой оптимизации платежей, а 5060 пpоцентов -- сосредоточиться на интерактивных коммуникациях не со всеми, а с определенными группами абонентов. Мы производим продукты для каждой из этих стадий. Мы проанализровали мировой рынок, и оказалось, что многие страны с большим населением, например Индия, не достигли еще и десятипpоцентного уровня проникновения, и даже в такой развитой стране, как Канада, он меньше 45 пpоцентов. Так что в мире еще много перспективных рынков для продукции нашей компании".

Strom Telecom нацелен на рынки не только развивающихся стран, но и Европы. Он представляет на 3GSM свой так называемый конвергентный биллинг, позволяющий выставлять счета за телефонные переговоры, IP-телефонию, доступ в интернет и дополнительные платные услуги на базе единой системы учета всех абонентов -- и тех, кто использует системы предоплаты, и тех, кто заключил контракт. Такое решение особенно актуально для Европы, где период бурного роста уже прекратился, абонентские базы стабилизировались и операторы активно ищут, как и где сэкономить. "Чтобы развивать новые сервисы, операторам нужно вводить открытый сервисориентированный биллинг, -- говорит генеральный директор Strom Telecom Нихад Хурем. -- Это значит, что поставщик решения должен предоставить оператору возможность в режиме реального времени воплощать любые идеи, которые предложат его разработчики или маркетологи". В отличие от других российских экспонентов за спиной Strom Telecom есть мощная поддержка в виде основного акционера -- АФК "Система". Протекция с ее стороны позволила Strom Telecom начать внедрение биллинга в компании "Мобильные телесистемы" (МТС) -- крупнейшем операторе связи России, контролируемом "Системой". На биллинг Strom переведено уже почти 30 млн из 60 млн абонентов российского оператора, а ссылки на проект с МТС, как говорят чехи, теперь помогают им завоевывать новых клиентов.

Обнадеживает то, что попытки выйти на зарубежные рынки делают и наши разработчики мобильных сервисов. Российско-украинский сервис-провайдер RME (Russian Media Entertainment) представлял на конгрессе большей частью свои игры и сервисные решения. Наиболее примечательное из них -- система, позволяющая поставщику контента не делиться с операторами доходами. RME предлагает Европе распространять контент, продавая специальные карты оплаты через обычных ритейлеров. Как рассказала менеджер компании Елена Стадник, эту систему RME уже отладила в Англии и сейчас распространяет по всей Европе. Любопытно, что, как оказалось, RME потихоньку приторговывает и "клубничкой". Еще бы, Россия и Украина всегда славились своими девушками.

Привлекательность русских девушек использовала и компания CBOSS -- она вывезла на 3GSM десант русских моделей. Результат не заставил себя ждать -- перед стендом CBOSS замирала не одна сотня деятелей телекоммуникационной отрасли. Увы, сами достижения отечественного хайтека в трепет мировую индустрию пока не приводят.